Описание существования
By Влад Умпелев on November 10, 2021
BeginnerЦели и требования к описанию существования
Необходимость описания существования
Текущее состояние индивида в любой момент времени является исходным состоянием для процесса развития. Поэтому определение исходного состояния является необходимым требованием не только для постановки целей, но и, в первую очередь, для проблематизации, которая является основой всего процесса управления. Полноценное описание существования является основой для точного определения потребностей и целевых состояний развития. Без такого описания нет основы для анализа и формирования обоснованных решений, а значит любое решение и цель, сформированные без определения текущего существования, не приведут индивида к желаемому состоянию.
В процессе тренировки индивид, как правило, нуждается в формальной структуризации объектов анализа. Для этого используется запись на любой удобный носитель. По мере формирования привычки необходимость использовать дополнительные носители информации утрачивается, т.к. разум индивида приобретает способность целесообразно структурировать и удерживать объекты в процессе анализа.
Требования к описанию существования
Критерии полноты описания
Описание существования можно считать полным, если на его основе любой квалифицированный и заинтересованный индивид может определить:
- Исходное или обычное (нормальное) состояние объектов описания и управления.
- Целостности, в которых осуществляются отношения (взаимодействие или обмен) - семья, организация, группа и т.д.
- Роли участников отношений - функции, полномочия и ответственность.
- Ценности и целевые состояния, которые объект отношений определяет, как желаемые (для себя и других), в процессе взаимодействия или обмена.
- Опорные целостности (группы или индивиды), у которых заимствованы утверждения и система оценки индивидуального существования - нормы, целостности, роли и ценности.
- Симптомы проблем и проблемы, которые имеют потенциал для последующего изменения и развития.
Критерии точности описания
Описание существования можно считать точным, если на его основе квалифицированный и заинтересованный индивид может определить три аспекта существования - воспринимаемый (научный), логический (философский) и доверчивый (религиозный). В частности, описание ролей в процессе анализа отношений должно быть структурировано по этим трем аспектам. Соответственно, самому индивиду или стороннему наблюдателю будет понятно, какие ролевые функции выполняются научно, какие логично, а какие только религиозно.
Методы описания
В процессе анализа следует использовать причинно-следственный анализ, который обеспечивает непрерывность цепочки "Воспринимаемый факт >> Вывод >> Решение".
Оптимальным является двух-факторный (двумерный) способ структурирования информации в процессе описания и анализа. Например, можно использовать шаблон Матрица "Объекты/Определение/Управление".
Пример описания существования
В качестве основы возьмем сюжет практически всем известной Сказки о рыбаке и рыбке (Пушкин), в котором три основные роли - Рыбка, Старуха и Старик. Описание сделаем по приведенной выше структуре.
Рыбка
- Обычное (нормальное) состояние объектов описания и управления:
- разумность средняя (обычная) - не различает потребности и цели других, различает тех, кто ей помогает (благодарность)
- энергичность высокая - способна проявлять очень высокую причинность и влиять на других, явное стремление помогать и внешне демонстрируемые позитивные эмоции
- телесность высокая - собственную телесность не демонстритует, однако способна менять обладательность других, если это не противоречит ее стремлениям (интересам).
- Целостности, в которых осуществляются отношения: природа и человеческое общество.
- Роль объекта отношений - "исполнитель желаний":
- функции в соответствии с запросами других - делает то, что ее просят
- полномочия максимальные - способна выполнять почти любые просьбы
- ответственность сбалансирована с полномочиями - отказывается передавать полномочия без ответственности.
- Ценности или целевые состояния, которые объект отношений определяет, как желаемые (для себя и других), в процессе взаимодействия или обмена: вероятно, не хочет быть должником у того, кто помог ей, и стремится показать взаимозависимость итогового состояния и опорностей (старику) и взаимозависимость качества стремлений и итогового состояния (старухе).
- Опорные целостности (группы или индивиды), у которых заимствованы утверждения и система оценки индивидуального существования - нормы, целостности, роли и ценности: судя по философии автора (Пушкин) и контексту - это христианский бог.
- Симптомы проблем и проблемы, которые имеют потенциал для последующего изменения и развития: явная проблема зависимости результатов деятельности от качества стремлений других, что приводит к пустой трате времени и сил на эксперименты, вместо осознанной и целесообразной активности, которая меняет способности других индивидов и групп.
Старуха
- Исходное или обычное (нормальное) состояние объектов описания и управления:
- разумность низкая - преобладают утверждения собственной идентичности, утверждения целостности не проявлены, не различает даже свои потребности и цели
- энергичность средняя (обычная) - способность оказывать ограниченное влияние на тех, кто обладает меньшими способностями (старик), стремление двигаться по социальной лестнице для получения подтверждений своего существования ("всем показать"), негативные эмоции на уровне проявленной агрессии
- телесность низкая - не способна создавать и удерживать физическую форму из-за отсутствия утверждений целостности и стремлений развивать телесность.
- Целостности, в которых осуществляются отношения (взаимодействие или обмен): семья в лице старика, любые другие целостности, где она может получать подтверждения собственного существования.
- Роль объекта отношений:
- функции только в "проявлении себя" и получении подтверждений своего существования
- полномочия в соответствии с получаемым от рыбки социальным статусом
- практически полная безответственность из-за отсутствия осознания целостности и взаимозависимости на всех уровнях существования.
- Ценности или целевые состояния, которые объект отношений определяет, как желаемые (для себя и других), в процессе взаимодействия или обмена: подтверждения существования на каждом из социальных уровней феодального общества.
- Опорные целостности (группы или индивиды), у которых заимствованы утверждения и система оценки индивидуального существования - нормы, целостности, роли и ценности: феодальное общество - крестьяне, дворяне, слуги и пр.
- Симптомы проблем и проблемы, которые имеют потенциал для последующего изменения и развития: явная проблема зависимости своего состояния от качества своих собственных стремлений и эмоций, которые могут быть управляемо изменены только после осознания взаимозависимости своего состояния от результатов своей собственной активности.
Старик
- Исходное или обычное (нормальное) состояние объектов описания и управления:
- разумность очень низкая - неосознанно копирует утверждения других, и потому является "фигурой" в игре двух других персонажей
- энергичность низкая - стремление получать подтверждения ("всем угодить"), негативные эмоции на уровне страха,
- телесность низкая - способен создавать и получать, но не способен удерживать и иметь.
- Целостности, в которых осуществляются отношения (взаимодействие или обмен): семья в лице старухи.
- Роль объекта отношений:
- функции только как проявление активности других персонажей
- полномочия фактически отсутствуют
- практически полная безответственность из-за отсутствия осознания целостности и взаимозависимости на всех уровнях существования.
- Ценности или целевые состояния, которые объект отношений определяет, как желаемые (для себя и других), в процессе взаимодействия или обмена: никак не проявляет.
- Опорные целостности (группы или индивиды), у которых заимствованы утверждения и система оценки индивидуального существования - нормы, целостности, роли и ценности: дно феодального общества - крестьяне и слуги.
- Симптомы проблем и проблемы, которые имеют потенциал для последующего изменения и развития: животное состояние и отсутствие воспринимаемых признаков собственной активности, потенциально может быть вовлечен в позитивную целесообразную активность других и после формирования энергетического потенциала может проявить собственные потребности и цели.
Пример сделан на основе ограниченной информации сказочного сюжета, поэтому в нем нет подробностей, необходимых для полного заполнения матрицы.
More articles on Библиотека развития