By Влад Умпелев on November 10, 2021
Beginner

Цели и требования к описанию существования

Необходимость описания существования

Текущее состояние индивида в любой момент времени является исходным состоянием для процесса развития. Поэтому определение исходного состояния является необходимым требованием не только для постановки целей, но и, в первую очередь, для проблематизации, которая является основой всего процесса управления. Полноценное описание существования является основой для точного определения потребностей и целевых состояний развития. Без такого описания нет основы для анализа и формирования обоснованных решений, а значит любое решение и цель, сформированные без определения текущего существования, не приведут индивида к желаемому состоянию.


В процессе тренировки индивид, как правило, нуждается в формальной структуризации объектов анализа. Для этого используется запись на любой удобный носитель. По мере формирования привычки необходимость использовать дополнительные носители информации утрачивается, т.к. разум индивида приобретает способность целесообразно структурировать и удерживать объекты в процессе анализа.


Требования к описанию существования

Критерии полноты описания

Описание существования можно считать полным, если на его основе любой квалифицированный и заинтересованный индивид может определить:

  1. Исходное или обычное (нормальное) состояние объектов описания и управления.
  2. Целостности, в которых осуществляются отношения (взаимодействие или обмен) - семья, организация, группа и т.д.
  3. Роли участников отношений - функции, полномочия и ответственность.
  4. Ценности и целевые состояния, которые объект отношений определяет, как желаемые (для себя и других), в процессе взаимодействия или обмена.
  5. Опорные целостности (группы или индивиды), у которых заимствованы утверждения и система оценки индивидуального существования - нормы, целостности, роли и ценности.
  6. Симптомы проблем и проблемы, которые имеют потенциал для последующего изменения и развития.


Критерии точности описания

Описание существования можно считать точным, если на его основе квалифицированный и заинтересованный индивид может определить три аспекта существования - воспринимаемый (научный), логический (философский) и доверчивый (религиозный). В частности, описание ролей в процессе анализа отношений должно быть структурировано по этим трем аспектам. Соответственно, самому индивиду или стороннему наблюдателю будет понятно, какие ролевые функции выполняются научно, какие логично, а какие только религиозно.


Методы описания

В процессе анализа следует использовать причинно-следственный анализ, который обеспечивает непрерывность цепочки "Воспринимаемый факт >> Вывод >> Решение".


Оптимальным является двух-факторный (двумерный) способ структурирования информации в процессе описания и анализа. Например, можно использовать шаблон Матрица "Объекты/Определение/Управление".


Пример описания существования

В качестве основы возьмем сюжет практически всем известной Сказки о рыбаке и рыбке (Пушкин), в котором три основные роли - Рыбка, Старуха и Старик. Описание сделаем по приведенной выше структуре.


Рыбка

  1. Обычное (нормальное) состояние объектов описания и управления:
  2. максимально высокая причинность - способна влиять на других, и низкая осознанность - не различает потребности и цели других,
  3. благодарность, стремление помогать и внешне демонстрируемые позитивные эмоции,
  4. максимально высокая обладательность - способна отдавать и менять обладательность других, если это не противоречит ее интересам.
  5. Целостности, в которых осуществляются отношения: природа и человеческое общество.
  6. Роль объекта отношений:
  7. функции в соответствии с запросами других (делает, что просят),
  8. полномочия максимальные,
  9. ответственность сбалансирована с полномочиями (отказывается передавать полномочия без ответственности).
  10. Ценности или целевые состояния, которые объект отношений определяет, как желаемые (для себя и других), в процессе взаимодействия или обмена: вероятно, не хочет быть должником у того, кто помог ей, и стремится показать взаимозависимость итогового состояния и опорностей (старику) и взаимозависимость качества стремлений и итогового состояния (старухе).
  11. Опорные целостности (группы или индивиды), у которых заимствованы утверждения и система оценки индивидуального существования - нормы, целостности, роли и ценности: судя по контексту, христианский бог.
  12. Симптомы проблем и проблемы, которые имеют потенциал для последующего изменения и развития: явная проблема зависимости результатов деятельности от качества стремлений других, что приводит к пустой трате времени и сил на эксперименты, вместо осознанной и целесообразной активности, которая меняет способности других индивидов и групп.


Старуха

  1. Исходное или обычное (нормальное) состояние объектов описания и управления:
  2. высокая причинность - способна влиять на других, и низкая осознанность - не различает даже свои потребности и цели,
  3. стремления двигаться по социальной лестнице для получения подтверждений своего существования ("всем показать"), негативные эмоции на уровне проявленной агрессии,
  4. низкая обладательность - способна только получать и брать.
  5. Целостности, в которых осуществляются отношения (взаимодействие или обмен): семья в лице старика.
  6. Роль объекта отношений:
  7. функции только в "проявлении себя" и получении подтверждений своего существования,
  8. полномочия в соответствии с получаемым социальным статусом,
  9. практически полная безответственность из-за отсутствия осознания целостности и взаимозависимости на всех уровнях существования.
  10. Ценности или целевые состояния, которые объект отношений определяет, как желаемые (для себя и других), в процессе взаимодействия или обмена: подтверждения существования на каждом из социальных уровней феодального общества.
  11. Опорные целостности (группы или индивиды), у которых заимствованы утверждения и система оценки индивидуального существования - нормы, целостности, роли и ценности: феодальное общество - крестьяне, дворяне, слуги и пр.
  12. Симптомы проблем и проблемы, которые имеют потенциал для последующего изменения и развития: явная проблема зависимости своего состояния от качества своих собственных стремлений и эмоций, которые могут быть управляемо изменены только после осознания взаимозависимости своего состояния от результатов своей собственной активности.


Старик

  1. Исходное или обычное (нормальное) состояние объектов описания и управления:
  2. низкая причинность - полностью зависит от утверждений других, и отсутствие осознанности - является просто "фигурой" в игре двух других персонажей,
  3. стремление получать подтверждения ("всем угодить"), негативные эмоции на уровне страха,
  4. очень низкая обладательность - не способен получать и иметь.
  5. Целостности, в которых осуществляются отношения (взаимодействие или обмен): семья в лице старухи.
  6. Роль объекта отношений:
  7. функции только как проявление функций других персонажей,
  8. полномочия отсутствуют,
  9. практически полная безответственность из-за отсутствия осознания целостности и взаимозависимости на всех уровнях существования.
  10. Ценности или целевые состояния, которые объект отношений определяет, как желаемые (для себя и других), в процессе взаимодействия или обмена: никак не проявляет.
  11. Опорные целостности (группы или индивиды), у которых заимствованы утверждения и система оценки индивидуального существования - нормы, целостности, роли и ценности: дно феодального общества - крестьяне и слуги.
  12. Симптомы проблем и проблемы, которые имеют потенциал для последующего изменения и развития: животное состояние и отсутствие воспринимаемых признаков собственной активности, потенциально может быть вовлечен в позитивную целесообразную активность других и после формирования энергетического потенциала может проявить собственные потребности и цели.


Пример сделан на основе ограниченной информации сказочного сюжета, в нем нет подробностей, необходимых для полного заполнения матрицы.


More articles on Библиотека развития



More articles on Библиотека развития
Comments

No comments yet. Start a new discussion.

Add Comment