By Влад Умпелев on December 7, 2021
Intermediate

Определение разумности

Жизнь характеризуется потребностями, проблемами и целями, которые проявляются в форме утверждений. Соответственно, любое живое существо имеет собственные потребности, проблемы и цели существования, которые можно назвать философией жизни или философией существования (подробнее см. Философия). В целом, живым или разумным можно назвать только то, что обладает философией - потребностями, проблемами и целями.


Живые и неживые объекты существуют в пространстве и времени - эти два фундаментальных признака характерны для живых и неживых объектов. Соответственно, по наличию положения в пространстве и времени невозможно сделать вывод относительно наличия или отсуствия жизни. Поэтому, неживые объекты могут называться "живыми организмами", но если они не имеют собственных потребностей, проблем и целей, то не являются живыми существами и не являются разумными существами. Например, "млекопитающие" и "деревья" называются "живыми организмами". Однако, "млекопитающие" являются живыми и разумными, а "деревья" - нет. Потому что, рост и размножение (деление) клеток какого-либо организма не является надежным признаком жизни, потому что рост и размножение относится только к изменению характеристик времени и пространства.


Управление возможно только на основе жизни, т.е. определенной философии - потребностей, проблем и целей. Поэтому, управляемое (=целевое) изменение организма, включая рост или размножение является признаком жизни. Поэтому, растущий ребенок - это проявление жизни, а растущая опухоль - это признак смерти (=прекращения жизни). Соответственно, "человек" является живым и разумным, а его непрерывно растущие волосы и ногти являются побочным результатом его жизни, но живыми и разумными не являются. Наличие неосознанных (неуправляемых) алгоритмов поведения индивида также не является признаком жизни. Поэтому "искусственный интеллект" не является и не будет являться живым существом, пока у него не появятся собственные потребности, проблемы и цели.


В целом, эта логически обоснованная позиция отличается от общеупотребительных мнений, которые не имеют научного обоснования.


Определение разума

Разум, прежде всего, не является энергией и тем более, не является телом. Поэтому, фундаментальным заблуждением является перепутывание разума с другими уровнями формы. Это примерно, как перепутывание газа, жидкости и кристаллического (твердого) состояния и утверждение на основе этого перепутывания, что "газ является функцией жидкости". Вроде бы звучит логично, однако если задуматься, то это бред, т.к. жидкость может трансформироваться в газ, но не может выдать газ в качестве своей функции. Ярким примером является примитивное религиозное (нигилистическое) заблуждение, что разум тождественен какой-то части тела и/или является функцией какой-то части тела приводит к тому, что такие люди искренне верят, что изменение этой части тела приведет к изменению разума (см. рисунок ниже).



Научные исследования головного мозга действительно приводят к многочисленным научным открытиям. Однако, результаты этих открытий все больше напоминают рассказы религиозных практиков о прямом опыте функционирования разума вне обусловленности физическим телом.


В качестве практической иллюстрации последовательно посмотрите два видео-ролика с ученым нейро-анатомом Dr. Jill Bolte Taylor:

  1. доклад на конференции TED (~20 мин., русский перевод)
  2. обращение к выпускникам Университета Батлера (~14 мин., настраиваемые русские субтитры).


В приведенных выше примерах, доктор Тейлор рассказывает о том, как она на основе своего собственного опыта поняла две различные функции разума (восприятие и различение) и поняла, как эти функции зависят от состояния головного мозга, который обеспечивает индивиду возможность проявлять (выражать) их на уровне физического тела. Благодаря инсульту Тейлор пережила прямой опыт восприятия (без различения), о котором идет речь в классической йоге с древнейших времен. Разница лишь в том, что настоящие религиозные практики управляемо формируют этот опыт, а доктор Тейлор "получила" его в результате инсульта, который временно "отключил" ее левое полушарие.


Стоит отметить, что способ получения опыта (управляемо или неуправляемо) влияет на возможность использовать его в практической деятельности, но не влияет на уверенность индивида. Только управляемое получение опыта позволяет его повторить при желании. А уровень уверенности, возникшей в результате неуправляемого получения опыта, почти такой же, как и при управляемом.


В настоящее время доктор Тейлор является одним их немногих ученых, кто на основе современных научных знаний и на основе собственного опыта объясняет процесс управления мозгом. Именно об этом ее рассказ в видео-ролике: нейроанатомическая трансформация подросткового мозга (~17 мин., вшитые русские субтитры). Если вы внимательно и не предвзято (без собственных некорректных утверждений) посмотрели все три ролика, то вам, как минимум, будет неудобно утверждать, что мозг управляет разумом, а не наоборот.


More articles on Библиотека развития



More articles on Библиотека развития
Comments

No comments yet.

Add a comment
Ctrl+Enter to add comment