By Влад Умпелев on November 10, 2021
Intermediate

Практическое использование определений

Практическая ценность определений

Ценность определений при анализе

Определение необходимо, если вы собираетесь что-то анализировать. Сначала следует точно определить объект анализа и испольуемые термины. Использование в процессе анализа терминов с ошибочным смыслом - это одно из фундаментальных проявлений игнорирования. Ошибочные определения приводят к ложным выводам, на основе которых формируются все самые глупые (ложные, тупые) решения. Действуя на основе таких решений, мы практически гарантировано приносим вред себе и другим.


Ценность определений при обсуждении

Определения необходимы, если вы собираетесь что-то обсуждать. Сначала следует согласовать определения терминов с другими участниками обсуждений, дискуссий и диспутов. Особенно это касается специальных терминов. Использование несогласованных терминов - это одно из самых популярных псевдо-интеллектуальных развлечений. Возьмите практически любое телевизионное ток-шоу в качестве примера.

Если не согласовать определения основных терминов, то цель обсуждения не будет достигнута, потому что вы будете говорить о разных вещах. В повседневной жизни у большинства из нас есть привычка говорить слова, смысл которых мы даже сами для себя не определили. В норме же, слова, которые мы используем в своей речи должны иметь точно определенный смысл. Это значит, что в повседневной жизни мы должны быть готовы дать определение любому слову, которое используем. Если мы делаем наоборот, то не используем основное отличие человека от животного - способность различать, утверждать (создавать, творить) и давать определения.


Все перечисленные выше проблемы не возникают, если индивид формирует простую (спонтанную) привычку давать определения терминам.


Определения в процессе обучения

Полноценное обучение содержит три основных этапа:

  1. формирование знания на основе копирования утверждений других (чтения, слушания и пр.).
  2. формирование понимания (логических связей между единицами знаний) на основе анализа и формирования выводов и решений
  3. формирование практического опыта в результате действий на основе сформированного понимания.


  1. Результатом формирования знаний является точная связь между используемыми терминами и основой для их обозначения.
  2. Результатом формирования понимания является непрерывные логические связи между различными терминами и их объектными основами, которые складываются в непрерывную двумерную картину - индивидуальную матрицу реальности, на основе которой мы принимаем решения и действуем.
  3. Результатом формирования практического опыта является уверенность и спонтанность в практическом использовании.


Любая цель развития подразумевает обязательное прохождение всех трех этапов. Только эта последовательность позволяет достичь реальных изменений самого себя и других.


Процесс определения

У любого термина есть объектная основа - это то, на что "указывает" используемый термин или наименование. Объектная основа должна быть воспринимаема (напрямую познаваема) и иметь точные границы. Знание смысла термина - это знание объектной основы этого термина.


В норме определение включает обозначение целостности, к которой относится определяемый объект и описывать границы, в которых этот объект отличается от любого другого объекта этой целостности. Это требование к научному определению. Например, определение "физика - это точная наука о наиболее общих законах материи - её структуре, движении и правилах трансформации", где "точная наука" (=наука, основанная на математике) - это обозначение целостности, а все остальное - это перечисление отличительных признаков (особенностей) физики, которые отличают ее от других точных наук (химии, информатики и нескольких разделов биологии).


Говоря общими словами, точное определение должно быть свободно от трех ошибок, а именно:

  1. определение не должно охватывать больше, чем необходимо для анализа
  2. определение не должно охватывать меньше, чем необходимо для анализа
  3. определение не должно быть невозможным с практической точки зрения.

Древне-индийский философ Дхармакирти образно назвал эти три ошибки определения "тремя колючками", которые не дают индивиду "пройти по тропе логического анализа".


Примеры трех ошибок логического (научного) определения:

  1. Если мы дадим определение "цветок - это нечто розовое", то не определим объект в полной мере, поскольку есть множество вещей розового цвета. Опираясь на такое определение, мы будем считать цветком все, что имеет розовый цвет.
  2. Если мы дадим определение "цветок - это растение с круглым соцветием", то все цветы с соцветием другой, не круглой формы, не попадут в категорию цветов. Опираясь на такое определение, мы будем воспринимать все цветы, но некоторых из них не будем различать как цветы.
  3. Если мы дадим определение "цветок - это красивый человек", то это будет невозможное определение. Опираясь на такое определение, мы не сможем нормально различить не только цветы, но и людей.


Оптимальное определение объекта, кроме границы, структуры и состава (например, "кувшин - это сосуд, имеющий носик, горло и ручку"), также содержит описание основной функции (например, "кувшин - это емкость для жидкости и/или сыпучих веществ") объектной основы. В некоторых случаях, в определении уместно указывать, чем основа не является (например, "сознание не обладает формой"). Кроме того, в определении важно учитывать тип объекта. Например, функцию можно определить только для реального (функционирующего) объекта, а для номинального объекта (номинализации), который является названием не имеющим связи реальной (воспринимаемой) объектной основой, определить область его применения и особенности (специфические характеристики).


Дополнительно см. Определение.


More articles on Библиотека развития



More articles on Библиотека развития
Comments

No comments yet. Start a new discussion.

Add Comment