By Влад Умпелев on June 12, 2022
Beginner

Использование причинно-следственного анализа

Причинно-следственный анализ является основой процесса проблематизации и используется для:

  1. разделения неопределенной (неограниченной) проблемы на несколько определенных (ограниченных)
  2. точного описания основных характеристик проблемной ситуации - симптомов
  3. определения факторов (причин), которые сформировали или формируют ситуацию, которая определяется как проблемная
  4. определения действий, которые необходимы для изменения ситуации.


Например, в случае неопределенной проблемы анализ можно использовать не только для определения причин проблемной ситуации, но и для формирования иерархической структуры работ (ИСР) по устранению обнаруженных причин.


Начинается процесс анализа с определения симптомов (следствий). Завершается анализ после того, как определены и описаны причины, которые непосредственно влияют на появление симптомов.


Последовательность причинно-следственного анализа:

  1. Обычно начинают с итогового (проблемного) состояния, которое необходимо объяснить, и движутся в обратном направлении - к причинам.
  2. Факторы, которые определены как причины, должны быть описаны как события, состояния или условия. Действия не могут быть причиной, т.к. не указывают на объект действия и его состояние.
  3. Причинно-следственные связи должны быть логически обоснованы, что требует соответствующих способностей и навыков. Поэтому полезно убедиться, что каждое отдельное отношение установлено и понятно с помощью вопроса "Является ли А причиной В, ведет ли А к В?".


Особенно яркий, явно воспринимаемый результат проявляется при анализе собственных утверждений, намерений и стремлений, т.е. когда объектом анализа является разум индивида и непосредственно сформированная на его основе индивидуальная энергичность. Именно такой анализ является основой процесса индивидуального развития, который создает возможность:

  1. точно определять утверждения, которые непрерывно формируют ("удерживают") существующую проблемную ситуацию
  2. определять опорности и связанные с ними целевые состояния
  3. менять (формировать и удалять) связи между конкретными утверждениями и т.о. менять опорности и ситуацию.


Причинно-следственная схема

Использование изображений (диаграмм и схем) позволяет упростить процесс анализа для индивидов с обычными способностями концентрации. Изображения снимают необходимость удерживать внимание в границах анализируемого объекта столько времени, сколько требуется для того, чтобы изучить (проанализировать) его во всех деталях.


В качестве инструмента причинно-следственного анализа используют схему причинно-следственного анализа (см. пример ниже), которая позволяет определить:

  1. Проявления, симптомы проблемной ситуации (e).
  2. Цепочки причинно-следственных связей, приводящих к проявлениям/симптомам (a, b, d-e ...).
  3. Наличие взаимозависимостей ("пересечений") между причинно-следственными связями и возможными контурами положительной или отрицательной обратной связи (f-b)
  4. Причинные области, которые необходимо изменить, чтобы устранить неблагоприятные проявления и препятствовать их повторению (~ a, c, g...).



Элементы, которые используются при формировании схем:

  1. Четкое название схемы, которое определяет объект (предмет) анализа.
  2. Исследуемая проблема, конечный результат или симптом, который содержательно описан словами.
  3. Стрелки, указывающие направление причинно-следственных связей и всегда ведущие от причины к следствию.
  4. События, состояния или действия, которые являются факторами (причинами), запускающими причинно-следственные связи.


На причинно-следственной схеме нет необходимости точно указывать границу анализируемого объекта (системы), однако важно понимать, где она проходит. Обычно для этого используется содержательное название. Соответственно, схема может содержать более одного конечного состояния/симптома только в тех случаях, когда обоснована (доказана) связь между ними и необходимо объяснить проблемное состояние, которое объединяет несколько симптомов. Например, "воспаленное горло", "кашель" и "высокая температура" могут быть описаны как симптомы одного проблемного (болезненного) состояния, которое определяется для конкретного индивида и называется "простуда" или "ОРВИ".


Дополнительно на схеме можно:

  1. сделать замечания или комментарии
  2. выделить необходимые и достаточные причины, а также условия - вторичные причины.


Ниже приведен пример использования схемы при проведении причинно-следственного анализа проблемы "в помещении холодно".



Ошибки при использовании причинно-следственного анализа

Наиболее типичные ошибки, которые встречаются при использовании причинно-следственного анализа:

  1. Не точно определен объект анализа, в результате чего в качестве симптомов и причин указываются объекты, которые не оказывают влияния или анализ "уходит" от действительно влияющих факторов (причин).
  2. В качестве причин указываются симптомы, что позволяет игнорировать причины и сохранять проблемную ситуацию, используя лозунг "с этим ничего нельзя сделать". Например, если человек с симптомом "болит под лопаткой" определит проблему также как симптом, то соответствующим решением будет "принять обезболивающее". Однако, последствия такого решения будут разрушительными, если причиной боли является серьезное нарушение функций сердца, которое требует срочного лечения.
  3. В качестве причин указываются действия, а не состояния или события, что дает возможность объявлять причинами то, что ими не является, и т.о. сохранять ситуацию как "неразрешимую проблему". Например, "я его избил потому что, он меня первый ударил" >> "я его ударил, потому что он меня оскорбил" >> "я его не оскорблял, а сделал ему замечание" и т.д.
  4. Неадекватные опорности приводят к использованию причинно-следственного анализа для игр в развитие или игр в управление. Обычно, такая игра сводится к формальному использованию анализа и причинно-следственной схемы для сохранения существующей ситуации или для попыток независимого изменения ситуации в режиме "должно случиться чудо". Например, популярная диаграмма Исикавы, предназначенная только для упрощенной презентации результатов причинно-следственного анализа, позиционируется в российских вузах, как основной инструмент анализа. Эта ошибка хорошо иллюстрируется в статье, где в качестве основных (базовых) причин "низкой эффективности обучения" объявляются условия обучения, а не квалификация и мотивация 1). того, кто обучается и 2). того, кто обучает. При этом полностью игнорируется взаимозависимость факторов (причин) и вместо этого утверждается жесткая (абсолютная) причинно-следственная связь между факторами (причинами). Это типичный пример подмены содержания формой.


More articles on Библиотека управления



More articles on Библиотека управления
Comments

No comments yet. Start a new discussion.

Add Comment