Классификация типов производства
By Влад Умпелев on 11 августа 2025 г.
IntermediateВведение
В статье описаны основные типы производства и характеристики бизнес-процессов и ресурсов, которые эти типы производства обеспечивают.
Материал может использоваться как справочный при оптимизации и автоматизации производственно-технологических процессов, производственных ресурсов и/или систем управления производствами.
1. Индивидуальное производство
Количество изделий в пределах горизонта планирования (размер партии) - единичные изделия с возможностью повторного производства и перехода в серийное производство.
Автоматизация - минимальная или отсутствует (ручной труд - ремесленник, инженер, врач, программист и т.п.).
Квалификационные требования к персоналу - высокие.
Функциональные требования к персоналу - гибкие (широкая функциональность).
Количество рабочих мест - минимальное ("верстачное производство").
Проектирование (НИОКР) - уникальные конструкции, чертежи, модели и рабочие планы, повторное использование которых невозможно или сильно ограничено.
Инвестиционные затраты - минимальные.
Затраты на производство:
- фиксированный уровень постоянных затрат с низким потенциалом их покрытия за счет объемов производства
- высокий уровень переменных затрат с низким потенциалом их оптимизации (снижения).
Возможности ценообразования - отсутствие или низкий потенциал снижения цен.
Зависимость от колебаний спроса - предельно высокая и/или критическая.
Области использования и продукты - судостроение (суда), зубные протезы, крупногабаритное и специализированное машиностроение, приборостроение.
В строительстве - производственные ресурсы и персонал находятся на постоянно меняющихся строительных площадках.
Тип управления - индивидуальный ("ручное управление"), проектный.
Тип организации - индивидуальное ремесленничество, проектное управление, штабная структура управления.
Рынок - узкие сегменты (BtoB/BtoC).
Рыночная стратегия - фокусирование.
2. Серийное производство
Однотипная продукция, которая имеет разные формы (модификации), изготавливается последовательно (партиями) в определенных количествах, в границах одного производственного объекта (завода, цеха), на одной или различных производственных линиях и в границах одного или нескольких типичных технологических процессов.
Количество изделий (размер партии) в пределах горизонта планирования:
- Мелкосерийное и индивидуальное производство = менее 20 единиц в месяц (примерно одно готовое изделие в день при 5-дневной рабочей неделе).
- Среднесерийное производство = 20–1000 готовых изделий в месяц.
- Крупносерийное производство = более 1000 готовых изделий в месяц.
Автоматизация - возможны различные уровни.
Квалификационные требования к персоналу - различные и зависят от уровня автоматизации.
Функциональные требования к персоналу - различные и зависят от уровня автоматизации.
Количество рабочих мест - различное и зависит от уровня автоматизации.
Проектирование (НИОКР) - полная разработка (конструкций, чертежей, моделей, прототипов и рабочих планов) только для новых продуктов, доработка типовых конструкций для модификаций в продуктовых линейках для первой серии (партии) и повторное использование документации в случае повторных заказов, серий и партий.
Инвестиционные затраты - средние или высокие.
Затраты на производство:
- зависимость потенциала покрытия постоянных затрат за счет объемов производства (количества заказов)
- зависимость переменных затрат от объемов производственных партий (серий).
Возможности ценообразования - средний потенциал снижения цен или повышение прибыльности.
Зависимость от колебаний спроса - средняя, есть возможность управлять спросом за счет эксплуатации отложенного спроса (путем стимулирования сбыта).
Области использования и продукты - производство промышленных насосов, строительство кранов, транспортные услуги, образовательные услуги, туристические (развлекательные) услуги, пивоварня, типография и т.п.
Тип управления - линейно-функциональный с элементами проектного (особенно, когда необходимо синхронизировать ресурсы для выполнения различных заказов).
Тип организации - линейно-функциональная и матричная структуры.
Рынок - потенциально широкий (BtoB/BtoC), сегментированный.
Рыночная стратегия - фокусирование на дифференциации (в разных сегментах):
- производство, ориентированное "на заказ" - частично стандартизированная продукция производится по заказу клиентов (качество и количество определяется заказчиком).
- производство, ориентированное "на рынок" - частично стандартизированная продукция производится для продажи в определенных сегментах (с известным спросом и/или потребностями) по известным каналам распределения в плановом (прогнозируемом) количестве.
3. Массовое производство
Производство большого количества стандартизированных продуктов с использованием специализированных средств производства, жестко регламентированных технологий и специализации.
Количество изделий в пределах горизонта планирования (размер партии) - предельно большое.
Автоматизация - высокая или полная (небольшое количество или полное отсутствие ручных операций).
Квалификационные требования к персоналу - низкие в границах процесса производства и высокие с точки зрения его настройки и обслуживания.
Функциональные требования к персоналу - ограниченные, узкая специализация.
Количество рабочих мест - максимальное с учетом автоматизированных рабочих мест.
Проектирование (НИОКР) - типовые конструкции, чертежи, модели и рабочие планы, которые разрабатываются заранее (на опережение спроса).
Инвестиционные затраты - максимальные.
Затраты на производство:
- стабильный уровень постоянных затрат с высоким потенциалом их покрытия за счет объемов производства
- низкий уровень переменных затрат с высоким потенциалом их оптимизации и снижения.
Возможности ценообразования - высокий потенциал снижения цен или возможность повышения прибыльности (если цены могут удерживаться).
Зависимость от колебаний спроса - низкая, хорошая возможность управлять спросом (например, использовать отложенный спрос).
Области использования и продукты - продукты повседневного (массового) спроса (FMCG), автомобили, бытовая техника и т.п.
В строительстве - основные производственные ресурсы и персонал находятся в производственных помещениях (цехах) строительной компании.
Тип управления - линейно-функциональный, регламентированный процесс планирования производства (нормирование).
Тип организации - "мануфактура" (ручной труд с высоким уровнем специализации), конвейерное производство и линейно-функциональная структура.
Рынок - массовый (BtoC) и сегментированный (BtoB).
Рыночная стратегия - лидирование в продукте или в издержках (затратах).
Другие статьи на Библиотека управления