By Влад Умпелев on November 12, 2021
Beginner

Роль - это относительно стабильный набор функций индивида и/или организации (группы индивидов) в рамках определенного процесса, обеспеченный полномочиями и отвественностью.


Обычно роль определяют исключительно как набор функций, что не корректно практически в любой сфере деятельности. Например, в исскустве актеру-исполнителю фактически определяется задание на воплощение определенного художественного образа, а не просто механическое воспроизведение описанных сценарием функций (реплик, движений и пр.). Кроме того, роль не является синонимом устаревшего юридического термина "должность", который обозначает "неделимую структурную единицу организации, замещаемую сотрудником". Роли - динамичны, а должности статичны, что важно для современной организации.


Операционная модель современной организации - это интегрированный бизнес-процесс, в котором можно выделить отдельные бизнес-процессы, подпроцессы и роли. При этом, практически любой современный бизнес-процесс автоматизируется и только после этого в нем выделяются роли сотрудников (людей). В итоге, мы получаем не иерархическую, а структурированную ролевую модель организации, которая эффективно работает во всех развитых экономиках и странах.


Роли сотрудников в организациях обычно описываются с помощью матриц (таблиц) "Функции/Полномочия/Ответственность (ФПО)". В проектах роли описываются с помощью аналогичных матриц "Задачи/Полномочия/Ответственность (ЗПО)", где вместо функций указываются задачи. Это один из самых эффективных форматов описания и для рабочих мест сотрудников, который позволяет сделать полную "должностную инструкцию" размером в один лист.


More articles on Глоссарий



More articles on Глоссарий
Comments

No comments yet. Start a new discussion.

Add Comment