Проблемно-ориентированный подход
By Влад Умпелев on December 5, 2021
BeginnerОпределение проблемно-ориентированного подхода
Современное управление строится на проблемно-ориентированном подходе. В целом, это значит, что любая цель формируется только на основе определения проблемы - вы не сможете сформулировать адекватного решения, пока не "поднимите" реальную проблему.
Соответственно, даже при наличии "красивой" цели, не будет никакого целенаправленного движения, пока не будет определена реальная проблема, которая “решается” (=устраняется) достижением этой цели. Практический смысл этого можно понять, если вспомнить бесчисленное количество индивидов, которые бессмысленно борятся с ленью или прокрастинацией и такое же количество бесполезных предложений решить эту "проблему". Список актуальных проблем современности легко определить пользуясь любым из "поисковиков" (см. ниже). Кроме "борьбы с тараканами" все остальные "проблемы" людей находятся в области разумности и энергичности.
Развитие - это управляемое изменение, поэтому проблемно-ориентированный подход применяется к этому процессу в полной мере.
Проблемно-ориентированный подход является основой управляемого процесса развития и в основе управления в целом. Поэтому, наличие проблем - это нормальное состояние любой управляемой системы.
Обоснованность проблемно-ориентированного подхода
Игнорирование проблемно-ориентированного подхода неизбежно приводит к появлению новых проблем вместо старых. Именно таким образом возникли “проблема лени”, “проблема прокрастинации” и “проблема мотивации”, когда отсутствие стремления что-то делать связано с отсутствием восприятия и различения проблемы для решения которой необходимы какие-то действия, и вместо того, чтобы заниматься обнаружением проблемы люди начинают бороться с отсутствием желания, для которого попросту не создана необходимая основа. Все остальные иллюзорно-мифические проблемы, тоже созданы теми, кто игнорирует базовые утверждения проблемно-ориентированного подхода в управлении и развитии.
Проблемно-ориентированный подход используется в процессе научной и управленческой деятельности (см. модель ниже).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Научная модель деятельности
Исходные данные >> | Вопрос >> | Формула >> | Процесс решения >> | Результат |
Исходное состояние и потребности >> | Цели >> | Иерархическая структура работ (ИСР) >> | Реализация >> | Результат |
Управленческая модель деятельности
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кроме того, этот подход ориентирован на взрослых людей, т.е. на тех, у кого осознанность и причинность проявлены в степени достаточной для самостоятельной активности - обучения, управления, исследования и др. Именно поэтому взрослый человек в процессе деятельности осознает свои цели, анализирует воспринимаемые им факты (критически мыслит), самостоятельно принимает решения и эффективно действует.
Мы используем проблемно-ориентированный подход в целях индивидуального развития. Поэтому в учебных материалах (здесь и далее), а также в практических заданиях открытой программы Управление собой, отношениями и влиянием часто используются термины "проблема" и "потребности".
More articles on Библиотека развития