By Влад Умпелев on 4 февраля 2024 г.
Beginner

Основные определения

Конкуренция опорностей - это противоречие между опорными целостностями индивида, которое выражено в потребности (необходимости) улаживания конфликтов и выбора между ними.


Конкуренция опорностей часто выражается в необходимости выделения ограниченного ресурса (внимания, времени, средств и т.п.) одной опорности в ущерб другой. В таких ситуациях выбор показывает относительную важность опорностей для принимающего решение.


Типичным примером конкуренции опорностей является противоречие между двумя типичными активностями большинства индивидов - работой по найму (наемным трудом) и предпринимательской деятельностью. Функционально эти два вида активности не имеют отличий - все, что относится к наемному труду, можно делать в рамках предпринимательской деятельности. Единственное отличие - это отношение к результатам своей активности, к результатам своего труда.


Ниже описаны намерения двух типов в зависимости от их опорностей. Здесь стоит отметить, что деление работающих людей на "наемников" и "предпринимателей" условное и не учитывает наличие сопряжения между этими крайностями, которое в рамках современной жизни выражается в ремесленничестве. Т.е. можно быть наемником у самого себя, и эта деятельность традиционно называется ремесленничеством.


Наемник

Стратегические (вышестоящие) цели наемника (также см. статью Наемный работник в Википедии) связаны только с обеспечением своей жизни в рамках существующих опорностей - семья, друзья и т.п.


Операционные цели сводятся к следующим взаимодополняющим вариантам:

  1. делать как можно меньше и "получать" как можно больше
  2. делать то, что интересно, и "получать" как можно больше.

Соответственно, типичный наемник выполняет работу только в обмен на деньги и/или в обмен на развлечение ("интерес"). Это простое отношение выражено в типичных выражениях носителей этой опорности. Например, "мне это не интересно" как форма отказа от работы.


Отношение к работодателю (нанимателю) выражается в полной или частичной передаче причинности. В частности:

  1. Ориентация на демонстрацию процесса работы вместо достижения результатов. Например, типичный наемник будет рассказывать или показывать, как хорошо он работает, вместо того, чтобы быстро и без лишней активности достичь результатов.
  2. Отсутствие понимания связи результатов своей работы с достижением вышестоящих целей. Например, если в процессе работы спросить, что работник делает, то в лучшем случае он скажет, чем занимается в настоящий момент. Для сравнения см. короткую историю встреча Джона Кеннеди с уборщиком в центре НАСА.
  3. Безответственность и нарушение баланса Функций, полномочий и ответственности. Например, наемник:
  4. не обосновано и/или не согласовано меняет решения в зависимости от изменения внешней среды и не информирует других участников
  5. при возникновении препятствий может игнорировать их и продолжать работать, зная, что это бесполезно, или может бросить работу
  6. соглашается сделать работу, результаты которой он не способен обеспечить (достичь).


Для наемника работодатель выполняет функции владельца (хозяина) ресурсов, процессов и результатов работы. Поэтому представителем работодателя может выступать любой сотрудник организации-нанимателя, который по мнению наемника является его "хозяином" - принимает решения (найм, оценка, оплата и пр.), которые влияют на ситуацию наемника.


Если наемника назначают руководителем (менеджером), то его отношение к своим подчиненным является отражением передачи причинности своим руководителям. В этом случае, наемник будет:

  1. перекладывать ответственность за результаты деятельности на своих подчиненных
  2. присваивать себе достижения и результаты коллективной работы
  3. направлять основную активность на борьбу за ресурсы.


Если коротко резюмировать, то основные намерения и стремления представителей описанной выше опорности направлены "на себя", т.е. на обслуживание собственной идентичности. Поэтому максимум, что может обеспечить представитель этой опорности на работе, связано с поддержкой кем-то настроенных процессов работы, выполнением регламентированных операций с точно регламентированным объемом ресурсов, и все это с учетом наличия полноценной системы контроля. 


Стоит заметить, что коммунистическая ("советская") идеология традиционно называет симптомы проявления опорности наемников "противоречием между трудом и капиталом", при этом не давая терминам "труд" и "капитал" научного определения. См. например, статью в Википедии Эксплуатация труда, где нет никакого определения потребностей, которые побуждают человека отдавать кому-то результаты своего труда "без обмена" или в обмен на вознаграждение ниже ожидаемого. Много поколений "советских людей" воспитывалось в рамках этой идеологии, поэтому подавляющее большинство жителей современной России являются носителями именно этой опорности. Соответственно, все перечисленные выше проявления в явном виде представлены практически во всех существующих государственных органах и предприятиях России. В итоге, подавляющее большинство жителей РФ являются носителями именно этой опорности, а рынок труда РФ продолжает и будет продолжать деградировать.


Предприниматель

Стратегические (вышестоящие) цели предпринимателя связаны с изменением своего состояния, а также состояния своих близких и/или друзей.


Операционные цели сводятся к следующим взаимодополняющим вариантам:

  1. надежно обеспечивать существование (жизнь) себя и своих близких - родственников, друзей и т.п. 
  2. создавать и развивать бизнес, чтобы увеличивать степень влияния на других
  3. делать то, что интересно, и не беспокоиться за существование.


Соответственно, типичный предприниматель выполняет работу в зависимости от степени влияния результатов этой работы на свои опорные целостности - организацию, группу и т.п. Как правило, подразумевается долгосрочное влияние, поэтому результаты предпринимательской деятельности сложно, а иногда и невозможно, оценить представителям альтернативных опорностей (например, наемникам). Поэтому любой предприниматель получает много негативных подтверждений от альтернативных опорностей, которые фактически являются попытками оправдать свою неспособность достичь таких же результатов при нежелании менять свои опорности.


Отношение к другим участникам выражается в относительно высокой причинности, а также в попытках воплотить (продолжить) себя в своем окружении. В частности:

  1. Ориентация на процессы управления и влияния. Например, типичный предприниматель будет предлагать или навязывать свои подходы к работе из-за уверенности в их результативности.
  2. Хоть какое-то понимание связи результатов работы других людей и собственного состояния. Поэтому, предприниматели склонны к прогнозированию, инвестиционной деятельности и рискам - ответственности за негативные последствия (=результаты) своих решений.
  3. Индивидуальная ответственность и понимание ценности баланса Функций, полномочий и ответственности. Например, предприниматель:
  4. готов принимать решения и готов согласовывать свои решения с решениями других участников и заинтересованных сторон
  5. при возникновении препятствий настойчиво возвращается, чтобы внести корректировки и исправить работу
  6. соглашается передать работу другим людям при сохранении ответственности за результаты на себе.


Для предпринимателя другие участники являются носителями каких-то ролей и функций - партнеры, конкуренты, сотрудники и т.п. Поэтому он принимает относительную самостоятельность других участников и готов к тому, что они будут проявлять причинность для достижения своих целей.


Если предприниматель становится руководителем (менеджером), то его отношение к своим подчиненным является отражением присвоения причинности себе. В этом случае, предприниматель будет:

  1. делегировать ответственность и полномочия своим подчиненным
  2. подтверждать подчиненным их достижения и результаты работы
  3. направлять основную активность на планирование.


Если коротко резюмировать, то основные намерения и стремления представителей описанной выше опорности направлены на "продолжение себя в деятельности других", т.е. на расширение собственной идентичности до уровня целостности. Поэтому представитель этой опорности, особенно при наличии соответствующей профессиональной квалификации, способен влиять и изменять ситуацию других людей и групп (организаций, предприятий, отраслей и т.п.).


Стоит заметить, что предпринимательский подход (подход на основе высокой причинности) может реализовывать любой человек и за пределами рабочих отношений, за пределами "работы". Например, предпринимателем (=носителем предпринимательской опорности) является человек, который вкладывает свои усилия в развитие своих детей и близких родственников. Результатом таких инвестиций является сильное влияние этого человека на тех, в кого он вложил свои усилия (=результаты своего труда). Такая форма предпринимательства отличается только упрощенной рыночной стратегией (подробнее см. статью Сбыт или продажи?) и малым размером целевого сегмента рынка.


Особенностью предпринимательской опорности является отношение к знаниям и процессу развития себя и других. Типичный предприниматель уважительно относится к носителям профессиональных знаний и готов инвестировать (=целевым образом тратить деньги) в повышение квалификации себя и других. Т.е. предприниматели способны использовать свое влияние и собирать в своем окружении индивидов со специфическими и профессиональными способностями, знаниями и навыками. Например, до революции 1917 года меценатами становились только носители предпринимательской опорности. В настоящее время такой деятельности в РФ практически нет из-за практического отсутствия предпринимателей. Поэтому мы по привычке рассуждаем о "традиции российских меценатов", но игнорируем, что эта традиция угасла в первой половине прошлого века (см. например, статью про российских меценатов) и уже давно не существует.


Ремесленники - производная опорность

Наиболее распространенной производной опорностью является "сложносочиненная" или "сложноподчиненная" конструкция из описанных выше опорностей: "наемник + предприниматель = ремесленник".


Типичный ремесленник - это полу-предприниматель, который работает "на себя", а потому не берет ответственность за других или берет эту ответственность в очень ограниченном объеме. Например, есть свой агент, помощник или секретарь.


Как правило, ремесленниками становятся люди, которым хватает причинности инвестировать в свое профессиональное развитие, но не хватает причинности изменить свои опорности и выйти на более широкий или высокий уровень. Для подавляющего большинства людей на нашей планете этот уровень является идеалом. Поэтому в современных фильмах образ успешного человека чаще всего воплощается в образе успешного писателя, артиста, спекулянта ("бизнесмена"), врача, спортсмена и пр. Все эти образы и роли, функционально построены на комбинации "специалист своего дела" и "работает для себя".    


В РФ именно этот уровень традиционно называется и различается как "предпринимательство". Например, практически все, кого в последние 20-30 лет называли или называют предпринимателями или олигархами, являются удачными ремесленниками, которые заработали деньги на спекуляции и при этом не создали управляемых ими стратегических активов. Поэтому простой арест банковских счетов подобных персонажей фактически может сделать их банкротами.


Важно понимать, что именно ремесленники являются носителями потенциала развития любой организации. Часть ремесленников, при благоприятных обстоятельствах, становятся предпринимателями. Именно на способностях таких людей строится процесс стратегического изменения в любой организации - группе, предприятии, стране и т.д. Именно такие люди построили многочисленные "коммерческие организации" в РФ в период с начала 90-х годов прошлого века. Практически все подобные процессы были неуправляемыми, но в их основе была активность ремесленников. В настоящее время любая развивающаяся организация имеет таких людей в роли неформальных лидеров изменений, владельцев бизнес-процессов и ключевых технических специалистов.


Общие выводы и рекомендации

При использовании "матрицы существования" на первом курсе программы Управление собой, отношениями и влиянием в качестве объектной основы для последующего анализа опорностей эффективно брать работу и рабочие отношения. Это связано с тем, что именно в этой области находится большой объем объектной основы, которая может быть открыта для анализа и обсуждения. 


Индивид заимствуют свои опорности у кого-то из близких родственников. Наиболее часто ими являются члены семьи, которые живут в одном пространстве или в сопряженных пространствах - мама (мачеха), папа (отчим), бабушки, дедушки и т.п. Даже если ребенок воспитывался в детском доме, у него есть образцы семейных ролей, с которых он скопировал утверждения и намерения. Поэтому при выборе опорностей для анализа эффективно начинать с анализа опоры на близких родственников или людей, которые выполняли и/или выполняют эти роли.


Поэтому, комбинация рабочих и семейных отношений является перспективной основой для процесса управляемого изменения своих опорностей. Например, много людей выбрали свои текущие специальности из-за влияния родителей, поэтому, чтобы изменить рабочие отношения, им необходимо изменить заимствованные у родителей ценности, утверждения и намерения в отношении работы и в целом в отношении своего существования (жизни).


Другие статьи на Библиотека развития



Другие статьи на Библиотека развития
Comments

No comments yet.

Добавить комментарий
Ctrl+Enter, чтобы добавить комментарий