Регламенты
By Влад Умпелев on 18 августа 2023 г.
BeginnerОпределение регламентов и регламентации
Регламент - это документ устанавливающий нормальный порядок и правила деятельности для определенной организации и/или роли.
Регламент – это документ оформленный как текст, таблица, блок схема или график, имеющий структуру (например, в виде последовательности этапов), который устанавливает нормы и правила деятельности отдельных сотрудников для обеспечения согласованности определенного процесса деятельности (бизнес-процесса). Регламенты используются для повторяющихся задач, стандартных процедур (последовательностей) действий, типовых проектов и/или процессов.
Основой слова "регламент" является корень (-рег-), который является основой сопряженных по смыслу слов, типа "регулировать", "регистрировать", "реагировать" и т.п.
Как средство управления, регламенты обладают следующими преимуществами:
- Исключают или минимизируют необходимость многократно (повторно) организовывать рутинные процессы и "изобретать велосипед".
- Способствуют накоплению опыта и совершенствованию организации совместной, и особенно командной, работы.
- Образуют содержательные структуры, которые легко развивать - структурировать и увеличивать в объеме.
- Освобождают внимание сотрудников (подробнее см. Управление вниманием) и способствуют:
- быстрой оценке сотрудником большого объема работ (буквально "одним взглядом")
- концентрации сотрудника непосредственно на содержании работы
- ускорению достижения результатов за счет экономии ресурсов (времени и энергии) сотрудников
- обеспечению результативности деятельности за счет снижения риска что-то забыть или не учесть.
Основные этапы разработки регламентов
- Определить объект регламентации - выбрать вид деятельности, который регулярно выполняется одним сотрудником и/или группой.
- Структурировать процесс по этапам (фазам).
- Составить логическую очередность выполнения работ внутри каждого этапа :
- что из чего "вытекает" в соответствии с ожидаемым результатом деятельности?
- какие промежуточные результаты и вехи следует зафиксировать для контроля?
- какие требования и/или ограничения должны быть соблюдены?
- какие взаимозависимости между этапами и работами?
- какой результат должен быть создан в итоге?
- Определить содержание всех необходимых и/или желательных работ:
- что необходимо или желательно знать до или в процессе работы?
- какие результаты являются необходимыми или желательными?
- на что необходимо или желательно обратить внимание?
- кого, о чем и когда следует проинформировать?
- Оптимизировать процесс работы и/или используемые ресурсы:
- какие содержательные связи есть между различными работам?
- какая деятельность повторяется и/или дублируется?
- как и где используются одинаковые ресурсы?
- Периодически редактировать регламент для максимальной согласованности с реальностью:
- какие ошибки возникают или могут возникать при соблюдении или не соблюдении регламента?
- достаточно ли регламент обеспечивает возможность делегирования указанных в нем работ?
- обеспечена ли необходимая объектная основа для выполнения регламента сотрудниками?
- как давно и кем составлялся существующий вариант регламента?
Нормальный регламент не должен быть "отлит в бетоне". Это документ, который меняется в процессе деятельности в соответствии с уровнем изменчивости и скоростью изменений.
Другие статьи на Библиотека управления