By Влад Умпелев on 18 августа 2023 г.
Beginner

Определение регламентов и регламентации

Регламент - это документ устанавливающий нормальный порядок и правила деятельности для определенной организации и/или роли.


Регламент – это документ оформленный как текст, таблица, блок схема или график, имеющий структуру (например, в виде последовательности этапов), который устанавливает нормы и правила деятельности отдельных сотрудников для обеспечения согласованности определенного процесса деятельности (бизнес-процесса). Регламенты используются для повторяющихся задач, стандартных процедур (последовательностей) действий, типовых проектов и/или процессов.


Основой слова "регламент" является корень (-рег-), который является основой сопряженных по смыслу слов, типа "регулировать", "регистрировать", "реагировать" и т.п.


Как средство управления, регламенты обладают следующими преимуществами:

  1. Исключают или минимизируют необходимость многократно (повторно) организовывать рутинные процессы и "изобретать велосипед".
  2. Способствуют накоплению опыта и совершенствованию организации совместной, и особенно командной, работы.
  3. Образуют содержательные структуры, которые легко развивать - структурировать и увеличивать в объеме.
  4. Освобождают внимание сотрудников (подробнее см. Управление вниманием) и способствуют:
  5. быстрой оценке сотрудником большого объема работ (буквально "одним взглядом")
  6. концентрации сотрудника непосредственно на содержании работы
  7. ускорению достижения результатов за счет экономии ресурсов (времени и энергии) сотрудников
  8. обеспечению результативности деятельности за счет снижения риска что-то забыть или не учесть.


Основные этапы разработки регламентов

  1. Определить объект регламентации - выбрать вид деятельности, который регулярно выполняется одним сотрудником и/или группой.
  2. Структурировать процесс по этапам (фазам).
  3. Составить логическую очередность выполнения работ внутри каждого этапа :
  4. что из чего "вытекает" в соответствии с ожидаемым результатом деятельности?
  5. какие промежуточные результаты и вехи следует зафиксировать для контроля?
  6. какие требования и/или ограничения должны быть соблюдены?
  7. какие взаимозависимости между этапами и работами?
  8. какой результат должен быть создан в итоге?
  9. Определить содержание всех необходимых и/или желательных работ:
  10. что необходимо или желательно знать до или в процессе работы?
  11. какие результаты являются необходимыми или желательными?
  12. на что необходимо или желательно обратить внимание?
  13. кого, о чем и когда следует проинформировать?
  14. Оптимизировать процесс работы и/или используемые ресурсы:
  15. какие содержательные связи есть между различными работам?
  16. какая деятельность повторяется и/или дублируется?
  17. как и где используются одинаковые ресурсы?
  18. Периодически редактировать регламент для максимальной согласованности с реальностью:
  19. какие ошибки возникают или могут возникать при соблюдении или не соблюдении регламента?
  20. достаточно ли регламент обеспечивает возможность делегирования указанных в нем работ?
  21. обеспечена ли необходимая объектная основа для выполнения регламента сотрудниками?
  22. как давно и кем составлялся существующий вариант регламента?


Нормальный регламент не должен быть "отлит в бетоне". Это документ, который меняется в процессе деятельности в соответствии с уровнем изменчивости и скоростью изменений.


Другие статьи на Библиотека управления



Другие статьи на Библиотека управления
Comments

No comments yet.

Добавить комментарий
Ctrl+Enter, чтобы добавить комментарий