By Влад Умпелев on 6 мая 2024 г.
Expert

Введение

Содержание этой статьи основано на древне-индийских традициях и философских направлениях, которые утверждают непрерывность существования и на этой основе развивают свои методы практики. Соответственно, содержание этой статьи ориентировано на индивидов с опорностями, которые хоть как-то утверждают непрерывность существования.


Оптимальными для понимания смысла статьи являются опорности основных индо-тибетских традиций, в которых индивид определяется как сознание, разум, атман и т.п., существование которого непрерывно в "трех временах" - прошлом, настоящем и будущем. Возможными, но сомнительными для полноценного развития будут монотеистические традиции, в которых есть непрерывность настоящего и будущего времени, а прошлое определено через существование связанных объектов. Например, прошлое определяется существованием праотцов ("другого"), "за грехи которых нужно теперь расплачиваться".


Соответственно, практически бесполезным этот материал будет для носителей современных отрицающих воззрений (нигилистических, материалистических, психологических и т.п.) - их все-определяющие утверждения не позволят им понять смысл того, что написано в этой статье. Характерным признаком носителя такого мышления будет его реакция на содержание этой статьи, которую можно назвать скрываемым отрицанием - неприятие без возражений и/или опровержений.


Важность управления важностью

Управление важностью - это целенаправленное изменение утверждений важности для изменения состояния разума (разумности). Если индивид занимается управлением важностями, значит, он управляет разумностью. Если индивид игнорирует относительность, изменчивость и управляемость важностей, то он попадает под влияние других (индивидов и/или целостностей) и, как следствие, попадает в многочисленные неприятности и создает себе проблемы. Так, если индивид не осознает своих потребностей, то он не управляет и своим спросом, который основан на этих потребностях и, как следствие, не управляет и не обладает тем, чем он хочет обладать. Например, типичной для современного индивида является следующая цепочка взаимозависимости:

  1. слабая осознанность или неосознанность в отношении важностей и своих потребностей в работе, жилье и семье
  2. неуправляемая активность, направленная на удовлетворение спроса (на работу, жилье и близкое окружение)
  3. глубокие и длительные проблемы с работодателями, кредитными или государственными организациями, людьми в своем окружении.


Не сложно понять, что если просто жить ("жить как живется", "жить как все" и т.п.) и не управлять собственными утверждениями и важностями, то непрерывность и взаимозависимость, а также влияние других индивидов и целостностей будет сносить индивида все ниже и ниже по уровню целостности и удовлетворенности.


Любой процесс развития в своей основе является процессом управления важностями.


Основа управления важностью

Основой для изменения любой важности является действительность прямого восприятия и различения в настоящем времени. Другими словами, основой для изменения любой важности является осознанность индивида, которая выражена в его способности естественно (без усилий) удержать свое внимание на воспринимаемой изменяющейся основе настоящего времени.


Процесс и технология управления важностью

Изменение важности

Технология изменения любого содержания разума (утверждений, намерений и других структур) основана на изменении (переоценке) ее важности по отношению к действительности настоящего времени. Это единственная основа всей технологии развития, и других нет.


Пока содержимое разума считается важным, оно сохраняется, и индивид знает о нем ("должно быть известным"), даже если подавляет это и сильно старается не знать ("должно быть неизвестным"). Как только важность содержимого разума снижается до нуля, то сразу пропадает потребность сохранять это содержимое, и оно просто растворяется в разуме - поглощается содержимым с более высокой важностью. 


Пытаться усилием устранить содержимое разума, продолжая считать его важным - это чистое игнорирование, результатом которого будет только тупость (глупость), запутанность, проблемы и неудачи. Вышедший из употребления термин небрежение не случайно явно указывает на искусственно пониженную важность того, чем индивид пренебрегает в настоящий момент, что он игнорирует здесь и сейчас.


Прошлые утверждения и связанные с ними важности мы называем отпечатками. Типичные отпечатки прошлого современного индивида включают уровень разумности и энергичности или все три уровня - разумности, энергичности и телесности, т.е. "зашиты в тело".


Чистое восприятие настоящего времени возможно, только когда отпечатки (=прошлое) не влияют на поток осознанности (=восприятия и различения) здесь и сейчас. Это возможно, только если отпечатки имеют низкую важность (вплоть до ее отсутствия) по отношению к важности того, что осознается (воспринимается и различается) здесь и сейчас. Стирание отпечатка - это полная переоценка (=обнуление) его важности по отношению к действительности настоящего времени. Традиционно в качестве примера результата и/или опыта стирания отпечатка используют момент, когда человек просыпается и осознает, что все, что с ним только что (=до этого) было, является всего лишь сном. В итоге, нет никаких усилий - стирание отпечатка прошлого происходит естественным образом, подобно тому, как сами исчезают только что созданные круги на воде. Соответственно, для того, чтобы стереть любой отпечаток, необходима только переоценка прошлых важностей в настоящем времени. Для устранения любого содержимого разума необходимо только это.


Важно понимать, что способность утверждать и определять (=присваивать) важности является естественной базовой (фундаментальной) способностью любого индивида. Способность утверждать более обширная и все-проникающая даже по сравнению со способностью различения. Пределом развития способности утверждения является полная управляемость (=освобождение от любого влияния), а пределом развития способности различения является полная познавательная способность (=всеведение). Именно эти способности являются основой и целевым состоянием во всех полноценных религиозных традициях. Соответственно, именно эти две способности являются основой для игр, следы (отпечатки) которых может найти в своем разуме любой заинтересованный практик.


Устранение нежелательных состояний разума (утверждения и намерения) и энергии (стремлений и эмоций) является целевым состоянием любых "терапий" от бесплатной исповеди у священника до платного разговора с психологом (психотерапевтом). Поэтому любое знание в этой области будет весьма ценным для того, кто хочет действительно (=намеренно) развивать управляемость, осознанность и самостоятельность. Несмотря на то, что способность утверждения и определения (изменения) важности является естественной и спонтанной способностью, для ее полной реализации и достижения полной управляемости индивиду необходима внимательность и усилия по достижению этого состояния.


Соединение времени

Оценка является основой любого управления. Индивид может управлять только тем, что он способен оценить.


Любая оценка - это сравнение, определение сходств и различий. Чем ближе оцениваемые объекты друг к другу в пространстве и времени, тем проще (легче) их оценка. Соответственно, самой простой и эффективной является оценка, когда сравниваемые объекты воспринимаются в одном пространстве и в один период (промежуток, момент) времени. Если объекты воспринимаются одновременно и рядом, то нет разрывов восприятия из-за перемещения внимания между ними. Верно и наоборот - чем дальше друг от друга находятся объекты, тем больше усилий (энергии) тратится на перемещение внимания с одного на другой.


Поэтому оптимальным подходом является перемещение всех оцениваемых объектов в одно пространство ("здесь") и в один промежуток времени - "сейчас".


Одновременное восприятие отпечатков прошлых действий (“тогда”) и воспринимаемых объектов (“сейчас”) является соединением или сведением времени. Технически это можно назвать “разрушением времени”, потому что уничтожается привычное разделение на "тогда" и "сейчас". Одновременное восприятие устраняет иллюзорное разделение основы “тогда” и основы “сейчас” за счет стягивания внимания в настоящее время и оценки всех важностей по отношению к воспринимаемой действительности (реальности) настоящего времени. Таким образом, важности отпечатков прошлого буквально растворяются в важностях настоящего, что разрушает их неосознанное влияние на индивида. То, что вытянуто из прошлого в настоящее, не имеет важности, а потому не может оказывать влияние на поведение (действия) в настоящем.


Способность сосредотачивать внимание в настоящем и соединять (стягивать) время - это естественная ("врожденная") способность. Например, младенец не разделяет себя и своих близких (например, родителей), а потому спонтанно отпечатывает на себе все состояния своих близких и дальше несет их как свои собственные. Из-за длительного опыта навязчивых игр с прошлым, у многих индивидов способность сосредоточения в какой-то (в большей или меньшей) степени утрачена. Поэтому большинству необходимо учиться этому навыку "сначала".


Неспособность сосредоточения является свидетельством (симптомом) наличия актуальных игр со временем, что выражается в неуправляемости своими энергетическими состояниями - стремлениями и эмоциями. На практике неуправляемость проявляется как спонтанное включение негативных эмоциональных состояний или /выключение позитивных эмоциональных состояний (эмоциональные всплески) в зависимости от изменения содержания разума. Например, человек начинает раздражаться (реакция энергичности), когда узнает что-то (другой "сделал известным" то, что "должно быть неизвестно"). На более грубом уровне (телесность) человек начинает влиять на тело другого (толкать, бить и т.п.) или на свое собственное тело, только потому что он узнал что-то. Привычным оправданием является "я действую (раздражаюсь, толкаю, бью и т.п.), потому что я узнал вот это" и/или "я действую (раздражаюсь, толкаю, бью и т.п.), потому что он сделал вот это". Подробнее про структуру игр см. статью Структура намерений.


Для развития способности сосредоточения и устранения последствий игр со временем есть многочисленные техники и упражнения. Объединение времени - это основа любой практики развития и любой терапии. Сюда можно отнести ведение дневника, покаяние/раскаяние, саентологический одитинг, сеанс психотерапии, душевный разговор и т.д., и т.п. Когда "пациент" рассказывает своему "врачу" о прошлом происшествии (событии), он устраняет этим отпечатки этого события во времени, так как врач и происшествие сводятся в один и тот же момент времени - сейчас. Именно отсюда взялся популярный терапевтический вопрос "ты хочешь поговорить об этом?". Для сильно заряженных событий нужно несколько циклов стягивания внимания в настоящее, особенно если заряд создан цепью зависимых событий. В любом случае, способность собрать внимание в настоящем времени и стянуть "сюда" содержание отпечатков прошлого является основой любой практики развития и особенно практики саморазвития (самотерапии).


Индивид может научиться сосредотачивать внимание (=объединять время) самостоятельно и полностью избавиться от потребности в отдельном помощнике - тренере, враче, коуче и т.п. Проявление способности сосредоточения практически никак не зависит от присутствия другого человека. По мере того как индивид развивает способность сосредоточения, он становится все более и более самостоятельным. В какой-то момент он осознает, что отдельный помощник (терапевт, коуч, наставник, учитель, гуру, лама и пр.) не только не нужен для достижения результата, но и замедляет процесс из-за необходимости перемещаться на более грубые уровни для общения. Тренированный индивид способен сосредотачивать внимание и объединять время заметно быстрее, чем это может различить любой отдельный наблюдатель, а необходимость обмениваться информацией (сообщениями) о достигнутых результатах будет еще больше тормозить практику. Именно поэтому во всех основных индо-тибетских традициях учителя отправляют учеников в одиночные ретриты - одиночную (=полноценную) практику саморазвития. 


Самой большой проблемой для практики сосредоточения является передача причинности. Во многих культурах люди знали и знают, что полезно рассказывать или писать о своих проблемах другим, но в большинстве случаев результативность этого процесса приписывается другому человеку (например, каким-то его "качествам") или технологии самого процесса сосредоточения (например, разговора или переписки). Это широко распространенное и глубокое заблуждение уже много столетий поддерживает существование многочисленных "помощников" разного толка - от приходских священников до психотерапевтов.


Результат и польза создается сосредоточением, которое объединяет время - разрушает искусственную (иллюзорную) разделенность “тогда” и “сейчас”. Тому, кто это понимает, помощник нужен ровно до того момента, когда у практикующего появится уверенность (не убежденность, а именно уверенность) в своей способности работать (развиваться, тренироваться) самостоятельно. Для помогающего вопрос помощи другому стоит до тех пор, пока он не поймет, что "пациент" готов и может (способен) помочь себе сам. Любая помощь должна даваться с учетом этого принципа. Любой другой подход может быть более выгодным для помогающего (например, для терапевта), но не будет направлен на оптимальную (эффективную) пользу для того, на кого должна быть направлена эта помощь.


Процесс развития разума аналогичен процессу обучения чтению, а разум похож на текст или книгу. В начале индивиду может требоваться наставник, чтобы научиться читать книгу. При этом эффективный наставник должен поощрять индивида научиться читать самостоятельно. В противном случае, он будет всегда зависеть от другого, а другой будет сохранять на индивида неуправляемое влияние. Недопустимо в процессе развития возникновение или усиление зависимости от другого. Развивающийся должен учиться самостоятельности и должен развивать свою причинность, потому что объектной основой развития является разум, который индивид сам создал. Именно индивид поддерживает свой разум и меняет его. И именно индивид (а не кто-то другой) в конечном счете способен полностью стереть свою идентичность, устранить разум и оставить чистое и целостное сознание, которое в зависимости от религии имеет различное название - "царство божье", "рай", "нирвана" и т.п.


Интенсивность навязчивых игр между индивидом и его прошлым является единственным фактором, который оказывает решающее влияние на решение индивида самостоятельно выйти из ловушки собственных противоречий. Есть простые способы оценки (тесты), на основе которых легко определить, может ли индивид работать самостоятельно или сначала ему потребуется помощь отдельного "наставника".


Маркером практической самостоятельности является готовность и спонтанная способность индивида сосредотачиваться и объединять время. Чем больше индивид готов объединять время, тем больше его внимания находится в настоящем времени, и тем меньше ему нужно сосредотачиваться. Ему не нужно прикладывать усилия, чтобы находится в действительности (реальности) настоящего времени. По мере тренировки практик объединяет время для всех доступных ему отпечатков его жизни - "вытягивает" их в настоящее время. После этого ему нужно прикладывать усилия ("активно возбуждать свое прошлое"), чтобы "вытащить" какие-то глубоко спрятанные отпечатки для продолжения практики. В этом ему может помочь квалифицированный наставник, который в нужный момент времени способен качественно выполнить функцию "возбудителя прошлого". В результате такой практики практикующий из жертвы, "защищающей свой разум от негативного влияния других" (как описано в примерах выше), превращается в того, кто способен не только создать проблемы, но и решить любые проблемы самостоятельно.


Препятствия в процессе управления важностью

Утверждение неважности какой-то (любой) основы после того, как определил (утвердил) ее важной - это всего лишь попытка обесценить существующую важность (“должен не знать”). Обесценивание - это любая попытка компенсировать существующую важность за счет ее отрицания, любая попытка устранить важность силой. Поэтому в практике развития мы заниматься только важностями, а "не-важности" не трогаем. Основной смысл практики в изменении важности, а неважность определится спонтанно - сама собой. Тот, кто понял, что необходимость считать что-то неважным является важностью - почувствовал вкус настоящей практики развития.


За длительный период существования и бесчисленных игр подавляющее большинство индивидов в попытках избавиться от проблем старались обесценивать важности настоящего времени, а не управлять ими. Последовательность обесценивания (в обозримом периоде времени) была следующей:

  1. Разум считался набором намерений/стремлений и отпечатков предыдущих активностей (записями прошлых потоков восприятия/различения).
  2. Разум считался набором отпечатков предыдущих состояний (записями прошлых моментов восприятий/различений).
  3. Разум считался воспоминаниями ("картинками"), которые "не существуют объективно".
  4. Разум считался клеточными структурами и функциями мозга и/или ЦНС.


Однако действительность разума и разумности осталась прежней: индивид способен осознавать (воспринимать и различать) намерения, стремления и их отпечатки у себя и у других индивидов. Это значит, что индивид способен различить стремление настоящего времени и отпечаток прошлого стремления и действий несмотря на то, что все это может сопровождаться яркими и сильными ощущениями. Единственное различие действующих стремлений от их отпечатков - в маркерах времени: “теперешняя” действительность ощущается “сейчас”, а “тогдашняя” действительность ощущается “тогда”. Если “тогда” менее реально и менее ярко по ощущениям по сравнению с “сейчас”, то это только потому, что сам индивид решил (=утвердил), что это так.


Индивид может формировать и поддерживать отношения (коммуникацию, общение и пр.) только через пространство, через расстояние. Он не может поддерживать отношения и обмениваться информацией через время. Это обусловлено тем, что если индивид осознает что-то “тогда”, он осознает это сейчас. Что бы индивид ни воспринимал, он воспринимает это сейчас.


Индивид может осознавать “сейчас” с любой точки зрения и может осознавать “тогда” с любой точки зрения. Каждый момент времени - это полная действительность (реальность, вселенная), которую индивид может осознавать - воспринимать и различать. Это связано с тем, что любой индивид обладает способностью утверждать существование, а значит он способен воспринимать и различать любую основу, любой объект и любую вещь. Индивид обладает способностью утверждать несуществование, а значит способен уничтожить любую основу, любой объект и любую вещь.


Согласие (=подтверждение) других на любое утверждение индивида зависит только от того, насколько индивид уверен и убедителен. Индивид может утвердить несуществование (=уничтожить) любую основу, любой объект и любую вещь без согласия (без подтверждения) других. Другие могут предпочесть сохранить любую основу, любой объект и любую вещь, и это зависит только от них. Осознаваемая в настоящее и в любое другое время действительность относительна, поэтому для того, чтобы изменить действительность, согласие других не нужно. Чтобы выйти из ловушки, нет необходимости брать с собой других. На этом принципе основаны многочисленные религиозные традиции Древней Индии. Тот, кто считает по-другому - утверждает отсутствие у других способности утверждать и проявлять причинность, что является игрой и ловушкой собственного разума.


Любые изменения, которые вы утверждаете как изменения в “тогда” или как изменения в “сейчас”, вы утверждаете и осознаете сейчас. Поэтому любые попытки изменить отпечатки прошлого, любые попытки провести изменения в “тогда” после того, как “тогда” произошло, не произведут изменений в “сейчас”. Если это сложно понять, то только из-за спонтанной привычки считать время действительно существующим и произвольно двигаться во времени. Мы просто привыкли думать (=утверждать), что причины настоящего находятся в прошлом, а потому для изменения настоящего нам необходимо изменить прошлое. Это типичная ловушка разума, которая называется "парадоксом времени".


Эта иллюзия формируется на основе собственных утверждений индивида, существование которых он вынужден непрерывно поддерживать "во времени". Создается, поддерживается (сохраняется) и уничтожается только форма - утверждения, намерения, стремления, объектные основы и вещи. Разумное существо, создатель всех этих утверждений, существует вне времени. Когда индивид осознает ловушку времени, то осознание того, что изменение прошлого не производит изменений в настоящем, формируется спонтанно.


Другие статьи на Библиотека развития



Другие статьи на Библиотека развития
Comments

No comments yet.

Добавить комментарий
Ctrl+Enter, чтобы добавить комментарий