By Влад Умпелев on August 28, 2022
Intermediate

Основы управления организацией

Определение управления организацией

Управление организацией - это процесс и результат структуризации индивидов в группе, направленные на увеличение целостности на уровне ресурсов, деятельности (работы) и результатов.


Управление организацией сводится к управлению структурой организации - системой, которая определяется количеством уровней, элементов и связей на каждом уровне, которые непосредственно определяют эффективность и результативность.


Необходимость управления организацией

Индивидуальная ограниченность (недостаток осознанности и причинности) в сочетании с неспособностью развития, создает потребность в организации - объединении усилий для достижения целей при сохранении индивидуальности и соответствующих опорностей.


Необходимость управления организацией обосновывается логически и математически.


Количество связей между элементами в системе или индивидами в организации определяется по формуле *C=Nx(N−1)*, где N - количество элементов или индивидов, а C - количество связей между ними. Если между двумя элементами системы управления есть только один двусторонний канал коммуникации, то увеличение количества элементов приводит к неадекватному для управления увеличению количества информационных связей.

В частности:

  1. для 5 элементов необходимы 10 каналов коммуникации и 20 информационных потоков
  2. для 6 элементов необходимы 15 каналов коммуникации и 30 информационных потоков
  3. для 7 элементов необходим 21 канал коммуникации и 42 информационных потока
  4. и т.д.

Обеспечение управляемости организации

Устойчивость и гибкость организации

К любой организации и системе управления предъявляются два относительно противоречивых требования:

  1. требование устойчивости (надежности) - система и организация должна сохранять стабильность, что позволяет обеспечивать опорность для целенаправленного движения и противодействовать препятствующим (противоречивым) воздействиям.
  2. требование гибкости (подвижности) - система и организация должна обеспечивать возможность быстрого целенаправленного изменения своей структуры и состава для сохранения и развития в постоянно изменяющейся среде.


Устойчивость организации

Устойчивость определяется количеством стабильных (предсказуемых) связей каждого элемента с другими элементами целостности. Чем больше таких связей, тем устойчивей организация и/или система управления.


Например, графит и алмаз имеют одинаковые атомы углерода в кристаллической решетке и отличие только в связях между атомами:

  1. в графите каждый атом углерода связан с тремя другими окружающими его атомами углерода
  2. в алмазе каждый атом углерода расположен в центре тетраэдра (четырёхгранника), вершинами которого служат четыре ближайших атома.

Именно прочная связь атомов углерода друг с другом в кристаллической решетке, объясняет высокую твёрдость алмаза по сравнению с графитом.

Однако, увеличение связей в организации на практике невозможно из-за ограниченных способностей индивидов, из которых состоит эта организация. Внимание здорового и тренированного человека в одну единицу времени удерживает от 5 до 9 объектов (7±2 объекта). Обычный человек удерживает внимание только на 1-3 объектах. А если человек сильно устал (израсходовал энергию), болен или отравлен (алкоголем, химическими препаратами и пр.), то его внимание будет ограничено вплоть до полной "отключки" восприятия. Поэтому, любая организация будет естественным образом делиться на части. Например, если в рабочем пространстве собирается много сотрудников, то даже будучи объединенными одной целью, они естественным образом поделятся на "рабочие группы".

Соответственно, для обеспечения надежности, количество элементов в организационной системе ограничивается и регламентируется (фиксируется). Такой подход позволяет сохранять управляемость даже при ограничении каждого элемента до 2-3 связей. Например, организация с пятью уровнями иерархии и ограничением в три связи, обеспечивает управляемость более чем 50 обычными (т.е. не развитыми) индивидами. Эта модель управления традиционно используется в неразвитых обществах (целостностях). Например, в РФ эта модель управления гордо называется "вертикаль власти".

Гибкость организации

Гибкость - это свойство организационной системы, которая определяет скорость изменений (движения) этой системы в определенной целостности.


Для обеспечения подвижности организации и/или системы достаточно ослабить или удалить связи между элементами. Понятно, что чем выше подвижность системы управления, тем меньше ее устойчивость и наоборот.


Обеспечение баланса надежности и гибкости

В любой системе управления центральные элементы выполняют функции целеполагания, планирования и координирования, а периферийные элементы обеспечивают функции информирования и реагирования на корректирующие воздействия из центра.


В эффективной организационной системе баланс стабильности и гибкости достигается за счет того, что:

  1. стабильные элементы с гибкими связями и максимальной степенью свободы находятся в центре
  2. гибкие элементы с жесткими связями и минимальной степенью свободы находятся на периферии.


Соотношение свободы и стабильности определяется требованиями внешней среды - чем более изменчивая внешняя среда, тем более подвижной должна быть система управления.


Развитие способностей управления организацией

Для эффективного управления организацией индивиду необходимы не знания, а способности. Изучение теории управления позволяет запомнить информацию, но не создает основы для управления.


Для управления организацией управляющему индивиду необходимы три основные способности:

  1. управление другими - способность структурировать работу (функции, ответственность и полномочия) между индивидами для достижения общих целей
  2. управление целостностью - способность интегрировать активы, функции и результаты деятельности отдельных индивидов (формировать целостность) для повышения эффективности и результативности организации
  3. управление коммуникацией - способность принимать, обрабатывать и передавать информацию между различными индивидами и целостностями.

Соответственно, развитие этих способностей создает основу для нормального или эффективного управления организацией.


Развитие перечисленных выше способностей в процессе обучения возможно только если учебный процесс основан на собственном практическом опыте обучающегося (подробнее см. Развитие профессиональных компетенций). Поэтому:

  1. преподаватели вузов и обладатели "научных степеней", в подавляющем большинстве, не способны создать полноценный бизнес и/или заниматься профессиональным управлением
  2. некоторые индивиды с развитыми способностями и без профессиональной управленческой подготовки, могут создать успешный бизнес и продемонстрировать эффективное управление организацией.


Полноценное развитие индивидуальных способностей в обязательном порядке будет направленно на развитие перечисленных выше способностей управления организацией. Подробнее см. открытую программу Управление собой, отношениями и влиянием.


More articles on Библиотека управления



More articles on Библиотека управления
Comments

No comments yet. Start a new discussion.

Add Comment