By Влад Умпелев on 18 декабря 2021 г.
Beginner

Проектная организация - это любая организационная форма, ориентированная на управление проектами и/или проектным портфелем.


Полноценная проектная организация ориентирована на управление проектным портфелем - всей совокупностью проектов независимо от заказчиков, целей и способов организации. Проекты в проектном портфеле должны быть структурированы по уровням управления (стратегические и оперативные) и/или по функциональным направлениям. Именно структура определяет требования к руководителям проектов. 


Центр управления проектной организации - это руководитель проектного офиса и/или руководитель проектной организации.


Типичной формой организации проектов является матричная организационная структура с тремя уровнями управления:

  1. Портфель проектов - структурированная совокупность всех проектов независимо от уровня (типа) целей, способов организации ("жесткие" или "гибкие") и заказчиков.
  2. Группы проектов - стратегический уровень проектного управления, который включает:
  3. группы оперативных проектов, которые должны иметь единые центры управления (например, "координационные советы") и могут иметь единую иерархическую структуру работ
  4. отдельные проекты, основанные на стратегических (полу-SMART) целях, которые управляются "гибким методом".
  5. Проекты, которые могут находиться на двух уровнях управления:
  6. проекты, находящиеся на уровне групп, имеют стратегический и оперативный уровень управления
  7. проекты, входящие в группы, имеют только оперативный уровень управления.



В целом, полноценная современная проектная организация обладает тремя основными ресурсами:

  1. "проектным офисом" и руководителем (менеджером), который отвечает за мульти-проектное управление и организацию всей проектной работы
  2. проектными менеджерами, которые обладают:
  3. квалификацией для управления группами проектов и/или отдельными проектами
  4. полномочиями для формирования целей своих проектов, установления приоритетов, использования ресурсов и организации работы сотрудников проектной команды в границах своих проектов.
  5. автоматизированной системой управления проектами, которая позволяет полностью автоматизировать бизнес-процесс управления и контроля проектной деятельности.


Одновременное наличие всех трех характеристик является практически 100% свидетельством проектной организации. Любые другие характеристики будут дополнять вышеописанные или замещать (компенсировать) их отсутствие. Например, наличие в организации лицензионной (=дорогой) автоматизированной системы при отсутствии квалифицированных руководителей проектов и/или руководителя проектного офиса, является типичной для РФ формой "управленческого фетишизма", но не свидетельствует о том, что эта организация имеет проектный тип управления.


Общее отношение проектной организации, проектного офиса и проекта изображено на иллюстрации ниже.

Обычно, проектную организацию путают:

  1. с организацией, которая создает пакеты технических документов, которые в русском языке тоже называют "проектом"
  2. с организацией, которая оказывает услуги или занимается единичным или мелкосерийным производством. 

В целом, в российской практике управления проектами традиционная путаница в смыслах и терминах. В частности, фактически отсутствуют научные определения ключевых терминов проектного управления - "проектный офис", "программа проектов", "группа проектов" и даже "проект" (например, см. ГОСТ Р 54871-2011).


Подробнее см. Проект и Организация.


Другие статьи на Библиотека управления



Другие статьи на Библиотека управления
Comments

No comments yet.

Добавить комментарий
Ctrl+Enter, чтобы добавить комментарий