By Влад Умпелев on 6 февраля 2024 г.
Beginner

Определение целевых состояний - целей, стремлений и намерений

Когда мы говорим о целевых состояниях или целях, то фактически мы ведем речь о намерениях и стремлениях. Определения основных терминов следующие:

  1. Намерение - это структура утверждений, которые определяют (устанавливают) определенное целевое состояние.
  2. Стремление - это заряженное намерение, определяющее достижение целевого состояния (=движущее к цели).
  3. Целевое состояние - это ожидаемый результат реализации стремления и достижения цели.
  4. Цель - это определенное и формализованное кем-то целевое состояние.


Термин “цели” является обобщением объектных основ намерений и стремлений, поэтому мы его часто используем в общем описании. При анализе конкретных объектных основ термин “цель” или “целевое состояние” является излишне обобщающим, поэтому, в зависимости от аспекта, на который направлен анализ, следует использовать термины “намерение” и “стремление”:

  1. Если анализ направлен на содержание (характеристики) целевого состояния, то уместным будет использовать термин “намерение”, т.к. именно намерение устанавливает содержание и отношения.
  2. Если анализ направлен на энергетический заряд, который направлен на достижение целевого состояния, то уместным будет использовать термин “стремление”, т.к. он указывает на направленную силу и достижение.


В целом, в термине "намерение” выражена осознанность, а в термине “стремление” выражена причинность. Соответственно, в зависимости от проблемы, которая является источником (причиной) анализа, следует использовать соответствующие объектные основы и термины.


Целевые состояния записаны (“зашиты”) в целях, стремлениях и намерениях. Поэтому, если индивид избавляется от намерений и стремлений, то он избавляется и от целей. Такое состояние некорректно назвать жизнью или существованием (подробнее см. Определение разумности и разума).


Способы существования (появления и изменения) целей и связанных с ними объектных основ (намерений и стремлений) мы изучаем на первом курсе программы “Управление собой, отношениями и влиянием”. Способы достижения полной управляемости разумом, достижения одноопорности и методов интеграции (“стирания”) целей и целевых состояний мы изучаем на втором курсе этой программы, которая непосредственно основана на традиции “Махаяна” и относится к философским направлениям (школам) “Виджнянавада” (“Читтаматра”) и “Прасангика”.

Структура целевых состояний - классификация целей

Осознанно цели определяются на основе знания и/или понимания структуры целевых состояний. Цели могут быть структурированы двумя способами:

  1. с точки зрения деятельности индивида - действенная или функциональная структура
  2. с точки зрения состояния индивида - объектная структура.


Действенная (функциональная) структура целей ориентирована на изменения, влияние и развитие. Если индивид стремится изменить что-то на практике, то он спонтанно опирается на действенный (функциональный) подход. Соответственно, действенная (функциональная) структура, как и проблемно-ориентированный подход, является обязательным методом осознанного достижения целей, особенно в процессе развития.


Если индивид стремится увеличить осознанность, то он использует объектный ("теоретический") подход. Соответственно, объектная структура целей предназначена для изучения и формирования углубленного понимания целевых состояний. Например, объектная структура используется в процессе формирования и/или укрепления отдельных намерений и стремлений. При этом, важно понимать, что чисто объектная структура является теоретической, абстрактной моделью, которая не ориентирована на практику. Это значит, что такая модель может быть использована на практике только после ее адаптации - переработки в комбинированную объектно-функциональную модель.


Функциональный подход к структурированию целей является основным (практическим), а объектный - дополнительным (логическим). Оптимально (практично и полезно) использовать оба подхода одновременно. Например:

  1. На курсе "Управление собой, отношениями и влиянием" для практической работы (в процессе определения проблем, анализа опорностей, формирования целей и т.п.) мы используем объектно-функциональную карту целей.
  2. В профессиональном управлении, иерархическую структуру работ (ИСР), как правило, формируют объектно-функциональным способом, что позволяет эффективно использовать ее для планирования и контроля, так и для обсуждения (например, для согласования целей участниками процесса работ).
  3. Основным методом проектирования любой деятельности (например, бизнес-процессов) является Объектно-функциональный анализ.


Ниже приведена схема, включающая элементы обоих способов классификации целей. Пунктирными линиями и фигурными скобками выделена объектная ("теоретическая") часть структуры, а непрерывными линиями - действенная (функциональная, практическая).



Определение двух типов целевых состояний и целей

По содержанию цели, целевые состояния, стремления и намерения делятся на два типа - низшие и высшие. Подробнее оба типа описаны ниже.


Не корректно использовать названия - "относительные" и "абсолютные" для низших и высших целей:

  1. Пара "относительное - абсолютное" являются чисто объектной структурой, т.е. утверждает существование целей независимо от их носителей и независимо от процесса познания. В настоящее время это псевдонаучная теория, которая была создана философами-теоретиками, как попытка замены и/или дополнения устаревших религиозных доктрин и которая давно утратила актуальность. В связи с этим, Стивен Хокинг в 2011 году заявил, что "философия мертва", а философы "не поспевают за современными достижениями в науке", "не воспринимают науку достаточно серьезно, и поэтому философия больше не имеет отношения к притязаниям на знание" и т.п.
  2. Научная теория относительности была сформулирована в начале XX века. До этого много столетий "ученые" накручивали свои игры вокруг этих двух терминов и создали множество псевдо-научных теорий. Отказаться от них - значит признать бесполезность деятельности большого количества людей в течение долгого периода времени. Поэтому даже через сто лет после научного обоснования относительности пространства и времени, мы видим тупое повторение бесполезных терминов и идей.


По описанным выше причинам, непригодной для использования на практике является чисто объектная пара - "достоверное - недостоверное".


Стоит отметить, что, в профессиональном менеджменте (управлении):

  1. Используется (например, в процессе определения маркетинговых стратегий) "равновесие Нэша" (см. англ. статью Nash equilibrium), которое математически обосновывает возможность практического использования игровых (=низших) состояний для достижения основных (предельных или религиозных) целей и за которое его автор получил Нобелевскую премию по экономике. В качестве общей иллюстрации см. например, сюжет из фильма (4:51), в котором кратко описаны основные положения (тезисы) этого равновесия.
  2. Вместо пары "высшие и низшие цели" используется пара "стратегические и тактические" цели, где стратегические цели являются предельными и сформулированными как направления и/или процессы достижения (т.е. полу-SMART), что позволяет организовать полноценное планирование и запустить управляемый процесс достижения этих целей. Т.о. в профессиональном управлении основой долгосрочного планирования является процесс движения на основе изменяемых условно-предельных целевых состояний.

Определение низших состояний и целей

Низшие цели или цели низшего уровня - это любые практические цели независимо от уровня их разумности, согласованности и пр., которые направлены на поддержание, изменение или развитие себя и/или других. Т.е. эти цели делятся на цели самосохранения, цели изменения и цели развития. Низшие цели определяются относительно трех объектов управления, где разум, энергия и тело вложены друг в друга. Например, “сохранить семью”, “получить квартиру”, "стать сварщиком" и т.п.

Цели самосохранения

Цели самосохранения - это циклическая (повторяющаяся) деятельность, направленная на поддержание текущего существования. Это категория ложных и отвлекающих целей, у которых основа и цель является одним и тем же состоянием. Т.е. у этих целей фактически нет и не может быть результата. В итоге, цели самосохранения - это бесконечная активность, направленная на самовоспроизводство и попыток повторить прошлые состояния в настоящем.


Поддержание существования реализуется за счет двух видов активностей:

  1. борьба с изменчивостью - восстановление последствий разрушения и/или создание препятствий другим для проведения изменений
  2. создание иллюзии изменений (движения) - неосознаваемые и нецелесообразные изменения и любая скрывающая активность.


Примеры борьбы с изменчивостью: приведение в порядок своего тела, уборка дома, сон, еда, спасение или охрана собственности, посещение врача (священника, психолога, психиатра и пр.), борьба с негативными эмоциями и т.д и т.п. Примеры создание иллюзии изменений (движения): поездка на пикник или в отпуск, просмотр развлекательной программы, совместная еда и выпивка с родственниками, охота и рыбалка, занятия фитнесом и йогой и т.д и т.п.


Иллюзия движения осуществляется за счет сохранения противоречий в опорностях, намерениях и стремлениях, которые выражаются в напряжении и колебании - волнообразном, циклическом движении, повторяющейся деятельности. Источником противоречий являются противоречивые опорности, которые проявляются в разуме индивида как самостоятельные и конкурирующие центры ответственности и центры управления. Относительно высокий уровень причинности при относительно низкой осознанности приводит к тому, что индивид выражает цели сохранения в движении между различными опорностями, что создает иллюзию управляемого изменения.


Цели изменения и развития

Цели изменения - это любая активность, направленная на изменение трех объектов управления (тела, энергии и разума) на основе изменения опорностей. Цели изменения направлены на увеличение или уменьшение целостности трех объектов управления (тела, энергии и разума) за счет переноса (=изменения состояния) опорностей. Это увлекающая (мотивирующая) категория целей, у которых есть основа для проведения изменений. Например, такими целевыми состояниями являются: "постройка дома", "создание нового предприятия", "вывод на рынок бренда", "запуск межпланетной станции" и т.п. Цели изменений являются вершиной современного профессионального управления.


Основное различие между целями сохранения и целями изменения - это качественные изменения. Достижение целей сохранения дает только рост, но не обеспечивает развития. Например, "купить автомобиль", "провести ремонт", "завести ребенка" и т.п. Достижение целей изменения дает комбинацию роста и развития. Например, "повысить профессиональную квалификацию", "повысить уровень жизни", "организовать процесс обучения" и т.п.


Цели самосохранения, изменения и развития

Это группа из четырех категорий:

  1. накопление и перемещение вещества и массы
  2. изменение эмоциональных состояний
  3. получение подтверждений
  4. увеличение известности.


В целом, все четыре категории целей, в зависимости от направления (вектора) их носителя могут быть целями сохранения, изменения или развития. А направление или вектор создается вышестоящей целью - тем, ради чего это все делается. 


Здесь важно понимать, что любая из перечисленных активностей не может быть определена "по объекту", т.е. по факту действия и/или воспринимаемого результата. Любая из перечисленных активностей может быть полезной или вредной, созидательной или разрушительной в зависимости от конкретной ситуации, а также разумности того, кто действует и того, кто эту деятельность оценивает. Т.о. любое игровое действие и любая игра имеет потенциал изменения, но результат для обычного деятеля и наблюдателя не определен из-за изменчивости и ограниченных способностей осознанности и причинности. Например, изменение ("развитие") ребенка может осуществляться на основе игр. Это ситуация, когда играющий индивид неосознанно пытается подражать тем, чье состояние он для себя выбрал в качестве целевого. В этом случае будет только поверхностное копирование внешних (легко воспринимаемых) признаков поведения и не будет полноценного развития - формирования утверждений и намерений, формирования стремлений и т.д. Т.е. игровые цели - это неосознанный (“детский”) вариант целей изменения или целей развития.


Все перечисленные выше цели (сохранения, изменения и развития) проявляются (актуализируются) только при наличии проблем (см. статью Проблемно-ориентированный подход):

  1. цели сохранения проявляются (актуализируются) при различении индивидом проблем, связанных с потерей или риском потери текущего состояния в границах существующих опорностей из-за активности конкурирующих опорностей
  2. цели изменения проявляются (актуализируются) при осознании индивидом невозможности устранения проблем в рамках какой-то одной или всех существующих опорностей и ориентированы на смену опорности и целевого состояния
  3. цели развития проявляются (актуализируются) при осознании индивидом проблемности существующей ситуации, управляемости и ценности настоящего периода времени для проведения изменений, направленных на полное изменение своих опорностей до состояния одноопорности.


Другими словами:

  1. цели сохранения реализуются путем сохранения опорностей
  2. цели изменения реализуются путем изменения опорностей
  3. цели развития реализуются путем слияния опорностей.


Проявление перечисленных типов целей (сохранения, изменения и развития) легко проявляются в поведении индивида по содержанию актуальных стремлений. Содержание стремлений воспринимаемо и различимо, поэтому тренировка прямого восприятия и различения стремлений других индивидов гарантированно приводит к развитию способности управления изменениями и развитием. И это не какие-то волшебные способности, а способности на уровне современных систем обучения развитых стран. Например, модель "обучение в течение жизни", которая применяется со времен университетов-монастырей (см. например, Наланда и Открытый университет) направлена на обслуживание целей изменений и развития. В частности, методология управления изменениями изучается на программах профессионального управления (подробнее см. Развитие профессиональных компетенций) в частности на программе, которая традиционно называется “мастер бизнес-администрирования (MBA)”.


Цели сохранения не изучаются в рамках программы “Управление собой, отношениями и влиянием”, т.к. достижению этих целей посвящено подавляющее (бесчисленное) количество программ обучения.


Цели развития

Цели развития направлены на управляемое изменение опорности. Чистые цели развития направлены только на изменение опорности.


Обычный процесс развития начинается с уровня игр, но это не чистое развитие, а развитие на основе игр. Поэтому, если индивид находится в начале пути развития, то его будут волновать ("раздражать") индивиды с игровыми целями. Обычно это происходит из-за того, что вместо целенаправленного формирования приятия, индивид просто меняет важность у своих игровых опорностей. Осознание этого механизма приводит к приятию игр, как необходимому предварительному этапу на пути развития. Поэтому традиционно в текстах Древней Индии “детскость” используется как метафора описания индивидов, которые находятся на более низком уровне развития.


Игровые цели повсеместно путаются с целями развития именно индивидами с “детским” состоянием разума. Поэтому игровое состояние выражено во многих популярных фразах (поговорках и пословицах) о развитии - “движение - это жизнь”, “творчество развивает”, “фитнес укрепляет” и т.д. Во всех подобных "мудростях" игнорируется второй (противоположный по направлению) аспект. Например, “любое движение, как и жизнь, заканчивается смертью”.


Например, популярной для РФ игровой целью является “раздельный сбор мусора”. Этой целью развлекается большое количество городских жителей, преимущественно женщин. В США заметно реальное движение, направленное на снижение потребления пластика (см. например Plastic bag bans work), в Европе построено много Мусоросжигательных заводов, (см. например Amager Bakke), в РФ же под эту цель "пилят бюджеты", используют ее для PR.


Носители чистых целей развития в действительности встречаются крайне редко - это уровень сопоставим с уровнем типичных религиозных "святых". Кроме того, различить их крайне сложно, т.к. по своему поведению они практически не отличаются от обычных людей.


Определение высших состояний и целей

Высшие цели - это конечные (итоговые) целевые состояния, дальше или дольше, которых индивид ничего не определяет. Как и вся наша действительность, эти целевые состояния определяются и описываются в пространстве и/или во времени.


Предельными они называются из-за того, что дальше, больше или глубже них нет буквально ничего - пустота. Это предельное целевое состояние, в котором индивид соединяет (сопрягает) две несовместимые крайности - основанное на вере полное утверждение собственного существования и полное отрицание последующего (в пространстве и/или во времени) существования.


Достигающими эти цели называются потому, что они создают основу для достижения многочисленных и различных целевых состояний на весьма длительных промежутках времени. Человек может полностью изменить состояние своего разума, энергичности, тела и своего окружения (т.е. может буквально изменить всю свою жизнь), если научится осознанно определять цели этого уровня.


Даже способность различать высшие цели является весьма ценной способностью в повседневной жизни. Например, на этой основе можно определять мотивацию других людей, что повсеместно считается проблемой.


Высшие цели бывают двух типов - обычные и религиозные.


Высшие обычные цели

Обычные высшие цели - это предельные (конечные) целевые состояния в границах осознаваемой жизни индивида. Например, "закончить школу с красным дипломом и поступить в вуз", "закончить вуз с красным дипломом и найти хорошую работу", "выйти на пенсию и путешествовать" и т.п.


В этих примерах следует обратить внимание на формулировки - сразу после результата идет описание весьма абстрактного процесса не имеющего границ, меры измерения и пр. Именно так на практике проявляется отрицание существования. Т.е. отрицание существования не имеет никакого отношения к самоубийству или к убийству других. Стремление кого-то убить (себя или другого) является утверждением другой жизни. Поэтому, стремление к самоубийству или стремление убивать других - это не отрицание, а утверждение существования. Если это сложно понять, то только из-за привычки цепляться за форму (например, за форму слов), а не за содержание и смыслы.


Носителями обычных основных целей являются обычные индивиды, обычные люди.


Высшие религиозные цели

Религиозные основные цели - это предельные (конечные) целевые состояния выходящие за границы осознаваемой жизни индивида, т.е выходящие за границу смерти физического тела.


Например, "после смерти попасть в рай и быть там вечно", "переродиться человеком в таком-то окружении и прожить еще одну человеческую жизнь", "переродиться таким-то богом и заниматься такой-то деятельностью" и т.п. Носителями религиозных основных целей являются практикующие индивиды, чьи способности заметно выше уровня обычных людей.


В определении этой категории целей есть сложности, т.к. для определения таких целей нужна определенная тренировка. Например, псевдо-религиозная формулировка "попасть в рай" или "достичь нирваны" являются игровыми целями самосохранения (например, для получения подтверждений), а не реальными религиозными целями, т.к. не содержат ни одного воспринимаемого (измеримого) признака целевого состояния.


Цели развития

Цели развития направлены на достижение одноопорности (интеграции опорностей) и выход за пределы всех игровых состояний.


Цели развития направлены на увеличение целостности индивида и интегрированно охватывают все три аспекта (объекта управления). Это значит, что настоящие (реальные) цели развития возможны только на уровне разумности, потому что разум является основой энергичности и телесности.


Полноценное развитие приводит к полной целостности, когда индивидуальность практически растворяется в целостности - индивид становится неотличим от целостности. В популярных русскоязычных переводах традиционного буддизма состояние целостности описывается на разных уровнях, при этом, предельные состояния формально "познаваемы, но необъяснимы словами".


Развитие осуществляется за счет однонаправленности намерений и стремлений (т.е. на уровне разума и энергии), которое выражается в спокойном потоке (движении) из исходного состояния в целевое. Это делается за счет “переработки” волнового движения энергии в потоковое. Т.е. никакая энергия не блокируется и не гасится, а наоборот - усиливается и направляется на достижение целей. 


В древнеиндийской традиции цели развития назывались “мокша”. В настоящее время этот термин некорректно переводится на русский язык как “просветление” или “освобождение”. Более точный перевод - “выход за пределы”. Поэтому, термин “бодхисаттва” можно перевести, как “вышедший за пределы”.


Полностью “вышедший за пределы” ничего не демонстрирует и не проявляется. Его энергия течет, но нет волн, поэтому он не заметен. Другому существу нужно приложить усилие для того, чтобы воспринять и различить того, кто “вышел за пределы”. Т.о. “вышедший за пределы” естественным образом обслуживает потребности только тех, кто нуждается в поддержке для достижения целей развития - выхода за пределы.


Целей выхода за пределы можно достичь за счет двух основных направлений активности:

  1. укрепления опорностей, которые выводят за пределы, т.е. опорностей, которые направлены только на развитие целостности
  2. устранения препятствий со стороны альтернативных опорностей, которые уводят в сторону - отвлекают, волнуют, раздражают и т.п.


Оба направления (укрепление опорностей и устранение препятствий) являются основой традиционных практик Древней Индии и Тибета. Например, в тибетском буддизме эти направления выражены в базовых практиках, которые называются нёндро.


У буддистов есть известная сутра, которая называется “Сутра сердца”. Название очень условное (“кривое”), т.к. по факту в него вложено несколько слоев смысла. К органу физического тела эта сутра не имеет практически никакого отношения. Однако русское слово "сердце" передает часть основного смысла этого текста - среди, середина, средоточие. Эта сутра в предельно краткой форме описывает полный процесс достижения полной целостности и одноопорности. Путь этот выражен в мантре (словесной формуле) - наборе слов на санскрите, который с математической точностью передает алгоритм "выхода за пределы". Основой этой мантры является санскритское слово gate (выходить, выход) от которого произошло в частности английское слово gate (ворота, выход), которое мы знаем по опыту использования аэропортов.


Основа высших состояний и целей

По содержанию, высшие цели (целевые состояния, стремления и намерения) основаны на утверждениях высших (предельных) ценностей или важностей (подробнее см. Культура).


По содержанию само-определяющих утверждений в объектной основе высших целей (целевых состояний, стремлений и намерений), их можно поделить на четыре основных типа, которые относительно легко различаются у себя и у других:

  1. знать, познавать
  2. скрывать, игнорировать
  3. создавать, творить
  4. разрушать, уничтожать


Любое проявление жизни проявляется в одном из перечисленных состояний, которые являются основой разумности каждого отдельного индивида и/или целостности. Как и все содержание разума, перечисленные состояния зависят от текущих опорностей и определяют (формируют) осознанность и причинность каждого конкретного индивида и/или целостности.


Категория "знать / познавать"

Любое утверждение из этой категории дополняется в намерении все-определяющим утверждением: "создано (другим/другими)", "должно быть известно (другим/другими)", "является познаваемым" и т.п. Целевым результатом такого намерения становится общее (согласованное) знание и осознание (восприятие и различение) объекта познания. В целом, намерение этой категории можно определить как "может быть известно и познаваемо все, что создано, все существующее".


Категория "скрывать / игнорировать"

Любое утверждение из этой категории дополняется в намерении все-определяющим утверждением: "скрыто (от другого/других)", "не существует (для другого/других) ", "неизвестно другому/другим" и т.п. Целевым результатом такого намерения становится общее (согласованное) состояние заблуждения и ложного знания - неведения (подавленное восприятие и/или искаженное различения) объекта познания. В целом, намерение этой категории можно определить как "неизвестно и непознаваемо все, что разрушено, уничтожено, скрыто".


Категория "создавать / творить"

Любое утверждение из этой категории дополняется в намерении все-определяющим утверждением: "быть известным (другому/другим)", "должно быть известно (другому/другим)", "другие должен/должны знать" и т.п. Целевым результатом такого намерения становится общее (согласованное) обладание объектом познания. В целом, намерение этой категории можно определить как "создаваемо, сотворимо все, что известно, познаваемо, обеспечено знанием".


Категория "разрушать / уничтожать"

Любое утверждение из этой категории дополняется в намерении все-определяющим утверждением: "может быть скрыто (от другого/других)", "должно не существовать (для другого/других) ", "должно быть неизвестно другому/другим" и т.п. Целевым результатом такого намерения становится общее (согласованное) состояние свободы (освобождения) от обладания. В целом, намерение этой категории можно определить как "разрушимо, уничтожимо все, что создано, все существующее".


Низшие целевые состояния основаны на высших целевых состояниях, начиная с категории "скрывать /игнорировать" и ниже. Проходя по этим уровням достоверности существо теряет (ограничивает) свои способности за счет стремлений, которые направлены на:

  1. навязывание другим ложного (скрывающего) знания и подавления их познавательных способностей на уровне "скрывать / игнорировать"
  2. навязывание другим обладания и подавлениях их причинности на уровне "создавать / творить"
  3. навязывание другим освобождения от обладания и подавления их причинности на уровне "разрушать / уничтожать".

После этого игра выходит на первый уровень (в категория "знать / познавать"), но уже с заменителями (суррогатами) знания.


Знание которое находится на вершине этой пирамиды является абсолютным знанием и является основной любых религиозных систем - основой любой религиозной доктрины. Попытка опровергнуть (=разрушить) это абсолютное знание будет разрушительным для всех участников этого события. Поэтому, во всех нормальных религиозных системах (включая новейшие религии типа "психология"), это знание сохраняется и оберегается, т.е. сохраняется его чистота.


Другие статьи на Библиотека развития



Другие статьи на Библиотека развития
Comments

No comments yet.

Добавить комментарий
Ctrl+Enter, чтобы добавить комментарий